Российские фуры застряли на границе с ЕС
Очереди из грузовиков растянулись на десятки километровКоличество грузовиков на границе с Польшей, ожидающих въезда в страны Евросоюза (ЕС) и выезда из него, за два дня выросло на 20%, сообщил 21 марта Государственный погранкомитет (ГПК) Белоруссии. С 20 марта из Польши в Белоруссию через крупнейший в Европе пункт пропуска Кукурыки – Козловичи проехало менее 50 автопоездов при пропускной способности 1200 в сутки.
«За выходные сопредельные контрольные службы на въезд в Польшу оформили только 40% большегрузов от установленной нормы. Самым загруженным на данный момент является маршрут через погранпереход Бобровники (Берестовица)», – говорится в релизе ГПК. Очередь из фур, по данным ГПК Белоруссии, «растянулась на десятки километров» в том числе из-за блокирования большегрузов с российскими и белорусскими номерами протестующими и местными дальнобойщиками.
По данным российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сейчас на польской стороне пункта пропуска Кукурыки – Козловичи собралось около 100 человек. Митинги начались после начала российской военной спецоперации на Украине. Митингующие с флагами Украины блокируют движение грузовиков из РФ и Белоруссии («Ведомости» писали об этом 16 марта).
Польские власти, по данным ГПК, «не предпринимают мер для беспрепятственного движения грузовиков и возобновления штатного режима их оформления». Российские грузовики и их водители сегодня также не могут покинуть территорию Украины, где местные власти приступили к экспроприации имущества, принадлежащего компаниям из РФ («Ведомости» писали об этом 6 марта).
Пикеты на границе Польши и Белоруссии ранее распускались польской полицией, говорит источник «Ведомостей» в международной логистической компании, но после выступления польского премьер-министра этого не происходит. 19 марта на пресс-конференции премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил, что поддерживает блокаду направляющихся в Россию и Белоруссию грузовиков.
«Я рассчитываю, что наступит новое отрезвление европейских лидеров, которые на очередном заседании Евросовета смогут принять новый пакет санкций. Польша предлагает к этому пакету санкций как можно скорее добавить торговую блокаду: как морские порты – запрет входа российских кораблей под российским флагом с российскими товарами в порты, – так и запрет торговли сухопутными путями», – сказал Моравецкий (цитата по ТАСС).
По данным белорусских пограничников, проблемы с пропуском фур есть также на погранпереходах с Литвой и Латвией. Наибольшее скопление большегрузов фиксируется в направлении пункта пропуска Шальчининкая (Бенякони) на границе с Литвой.
Собеседник в компании-перевозчике сказал «Ведомостям», что контроль грузовых автомобилей на границе с европейскими странами усилен, более 70% фур «просвечивают рентгеном». «Все это замедляет процесс прохождения границы, ведет к росту затрат на организацию перевозки и снижению оборачиваемости транспортных средств (ТС)», – жалуется он.
Другой источник «Ведомостей» в компании-автоперевозчике уточняет, что российские ТС составляют сейчас примерно четверть от всего грузового автотранспорта, следующего через границу Белоруссии и стран ЕС. Потери из-за простоев, по его оценкам, составляют порядка 600–700 евро в сутки на один автопоезд.
Проблемы начались также на автомобильном пункте пропуска Чернышевское (Калининградская обл.) на границе с Литвой, говорит источник «Ведомостей» в компании, занимающейся автоперевозками. Он добавляет, что из-за пандемии коронавируса в Калининградской области из четырех автомобильных погранпунктов на российско-литовской границе открыты только два. Здесь пробка из фур на въезд в Литву за выходные 19–20 марта выросла с 550 до 680 машин, передает ТАСС со ссылкой на данные калининградской таможни. С литовской стороны очереди на въезд в Россию нет.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на своей странице в Telegram 17 марта пояснял, что литовская сторона «ввела тотальный, полный досмотр всех автомобилей». Источник «Ведомостей» в логистической компании говорит, что сейчас сложно прогнозировать, будет ли полностью заблокировано сообщение с ЕС. «Но российские фуры – это не весь грузопоток. Автопоезда других стран также сталкиваются с тотальными проверками на границе», – подчеркивает он.
В Минтрансе и МИД России не ответили на запросы «Ведомостей».