Верфи не успевают сдать суда для рыболовных компаний из-за санкций

Под угрозой оказалась инвестпрограмма «квот под киль» на 250 млрд рублей
Срок строительства судна по программе «квот под киль» – пять лет, для краболовов предусмотрен год опоздания / Петр Ковалев / ТАСС

Российские корабелы не успевают построить рыболовецкие суда в рамках программы «квот под киль». Как сообщил «Ведомостям» представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), из-за антироссийских санкций возникли проблемы со сдачей судов, для которых не успело прийти оборудование от зарубежных поставщиков.

Всего к 2025 г. на отечественных верфях должно было быть построено 105 судов для рыбопромышленников, в том числе 41 краболов, следует из данных Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Стоимость этих судов составляет 250 млрд руб., все они заказаны в рамках госпрограммы инвестиционных квот («квоты под киль»).

По словам представителя ОСК, часть импортного оборудования для таких судов не было поставлено из-за антироссийских санкций, введенных после начала специальной военной операции (СВО) на Украине. По его словам, судостроителям теперь придется тратить время на перепроектирование судов, а также на изготовление и монтаж нового оборудования. В России не налажено производство рыбных фабрик (судовое рыбоперерабатывающее оборудование). «Сейчас ведутся переговоры с заказчиками о возможности строительства и сдачи судов без установки рыбной фабрики», – говорит собеседник.

На чем ловят рыбу и краба

В российском промысловом флоте около 5400 рыболовных судов, включая 4200 малотоннажных судов дедвейтом менее 10 т и 1200 среднетоннажных и крупнотоннажных. Около 85% средне- и крупнотоннажных судов имеют возраст 25–50 лет. Средний возраст рыболовных судов в 2021 г. – 33–34 года. В 2020 г. в России насчитывалось 160 краболовных судов в Дальневосточном бассейне и 70 – в Северном суммарным дедвейтом около 95 000 т преимущественно финской и польской постройки. Их средний возраст – около 31 года.

Большинство квот на вылов водных биоресурсов с начала 2000-х гг. распределяется на основании данных о добыче компании за предыдущий период. В 2017 г. государство разрешило направлять 20% квот на вылов рыбы на инвестиционные цели. Инвестор должен построить перерабатывающий завод или промысловое судно на российской верфи, а Росрыболовство – выдать ему квоту на вылов рыбы. Кроме этого, в 2019 г. на аукционах перераспределено на 15 лет еще 50% крабовых квот. Это принесло бюджету более 142 млрд руб.

Срок строительства судна по программе «квот под киль» – пять лет, для краболовов предусмотрен год опоздания. Сами квоты крабодобытчикам даются сразу, а рыбопромышленникам – только после окончания строительства. К февралю 2022 г. было построено только восемь судов, еще 33 находятся в различной стадии готовности, строительство остальных судов не началось.

Представитель Росрыболовства уточнил, что из 33 судов на верфях 20 спущены на воду. Сдача девяти судов запланирована в этом году, к 2025 г. планируется построить 41 краболов (два судна уже сданы), говорит он. На стадии строительства на верфях 32 краболовных судна, добавил собеседник.

По словам представителя Русской рыбопромышленной компании (РРПК), сейчас из шести супертраулеров-процессоров (крупнотоннажные рыбопромысловые суда длиной более 108 м с фабрикой для глубокой переработки рыбы на борту) для РРПК четыре спущены в воду, два строятся на стапелях.

Президент ВАРПЭ Герман Зверев отмечает, что отказ иностранных поставщиков от поставки заказанного и частично оплаченного оборудования приведет к длительной задержке строительства и удорожанию судов. Он подчеркнул, что в этот период предприятия все равно будут вынуждены выполнять финансовые обязательства перед банками. По данным ВАРПЭ, общая долговая нагрузка на рыбную промышленность уже превышает 450 млрд руб., более 50% из которых приходится на предприятия, строящие рыбопромысловые суда по программе инвестквот.

Зверев считает, что для поддержки рыбопромышленников нужно снизить ставки по кредитам с плавающей ставкой до докризисного уровня (сейчас ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, до начала СВО она была 8,5%. – «Ведомости»), установить мораторий до 2024 г. на изменение ковенант по инвесткредитам, возврат основного долга и уплату процентов по кредитам на строительство судов, которые верфи будут вынуждены приостановить из-за санкций.

Можно предусмотреть меры для докапитализации верфей, включить их в перечень отраслей, которым будет разрешен беспошлинный ввоз оборудования, и освободить от НДС, считает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. Сейчас ведется подбор аналогов оборудования, поставки которого невозможны из-за санкций, отмечает он. Также в ближайшее время должно быть принято постановление правительства о продлении на два года сроков проектов строительства судов с использованием инвестквот, сказал Осинцев «Ведомостям».

Представитель Росрыболовства со ссылкой на экспертов отметил, что перепроектирование под отечественное оборудование потребуется небольшому количеству судов. Речь идет о силовых энергоустановках, навигационном и промысловом оборудовании, уточнил он. Сейчас ведомство ведет работу по подбору с каталогом Минпромторга российских аналогов, говорит собеседник.

Росрыболовство предложило рассмотреть возможность продления срока строительства судов на два года, уточнил представитель ведомства. Минсельхоз подготовил соответствующий проект постановления правительства, отметили представители министерства и Росрыболовства. Но смягчение условий в виде субсидий на строительство судов на иностранных верфях невозможно, считают собеседники, так как госпрограмма направлена как на обновление отечественного флота, так и на поддержку российских верфей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров 5 апреля на совещании у президента Владимира Путина заявил, что общий объем оборудования для строящихся рыбопромысловых судов, заказанного у зарубежных компаний, превышает 140 млрд руб. Из них 25 млрд руб. уже оплачено. На перепроектирование судов под отечественное оборудование министр предложил выделить 7 млрд руб. из федерального бюджета.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, проблема является критической для всех судов, которые находятся на стадии, когда поставка основного оборудования еще не завершена. «Ситуация может быть чрезвычайно острой – вплоть до отказа заказчика от строительства, если судно еще не заложено, так как его нужно полностью перепроектировать», – объясняет он.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин уточнил, что помимо рыбных фабрик проблемы возникнут с навигационным оборудованием, с двигателями, которые в советский период были либо польские, немецкие и финские, либо шли с Украины.

По оценкам Союза рыболовецких колхозов Белого моря, доля импортных компонентов в таких судах достигает 80%. Нехватку оборудования, по мнению Гришунина, будут компенсировать за счет китайских поставщиков, но переключение на детали из КНР сдвинет срок программы строительства минимум на 2–3 года, а стоимость вырастет на фоне инфляции на 20–40%. «Для крабопромышленников это в дальнейшем будет компенсироваться ростом цен на краба. Россия поставляет около половины краба, добываемого в мире. Отечественные компании сейчас, вероятно, покинут европейские рынки, что будет способствовать увеличению цены на деликатес», – резюмировал он.

«Ведомости» направили запрос в Минпромторг.