Основатель Cofix запускает в России сеть магазинов орехов и сухофруктов «Щелкунчик»

Эксперты считают, что ее развитию может помешать высокая конкуренция на этом рынке
Андрей Гордеев / Ведомости

Компания «Фудстор», основным владельцем которой является израильская «Би смарт трейд» основателя Сofix Ави Каца, запускает сеть магазинов орехов, сухофруктов и сладостей «Щелкунчик», рассказал представитель бизнесмена. Соответствующий товарный знак она зарегистрировала еще в декабре 2021 г., по данным «СПАРК-Интерфакса».

Ежегодно «Фудстор» планирует открывать в России около 30–40 точек площадью от 50 до 80 кв. м, уверяет представитель Каца. Первые два магазина уже работают в торговых центрах «Райкин плаза» в Марьиной Роще и «Водный» около ст. м. «Водный стадион», следует из информации на сайте «Щелкунчика».

Бакалейная лавка – популярный формат в восточных странах, но в России сетевые магазины его существенно потеснили, рассуждает представитель Каца. «Фудстор», по его словам, хочет как раз объединить модель рыночных лавок и корнеров в супермаркетах, добавив еще и опцию обжарки и глазировки орехов на месте, а также продажи свежевыжатых соков. Он уверяет, что это позволит «сбить цены на традиционно дорогие орехи и сухофрукты» и составить конкуренцию работающим в этом сегменте компаниям.

/ Андрей Гордеев / Ведомости

Расширять сеть «Фудстор» намерен за счет продажи франшизы, говорит собеседник «Ведомостей». Он утверждает, что переговоры с 12 потенциальными франчайзи уже ведутся. Называть их он не стал. Размер инвестиций в каждую точку составляет 8 млн руб., из которых 2 млн руб. – паушальный платеж (единовременный взнос при открытии бизнеса. – «Ведомости»). По сравнению с аналогичными точками сумма вложений в «Щелкунчик» выглядит завышенной в 1,5–2 раза, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А сумму паушального платежа, учитывая отсутствие сильного бренда и масштабной рекламной поддержки, он и вовсе называет практически запретительной.

С ним согласна и эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская, которая говорит, что 2 млн руб. – это очень много для такого формата. Кроме того, согласно исследованию Franshiza.ru, только 15% инвесторов, готовых купить франшизу, сегодня ищут проекты с инвестициями свыше 3 млн руб. Тем не менее представитель Каца говорит, что, по расчетам компании, каждая точка (при обороте в 3 млн руб.) будет приносить 700 000 руб. ежемесячно в виде чистой прибыли, а это позволит окупить затраты в течение одного года. Открывать точки придется только в крупных и «обеспеченных» городах или туристических столицах с большим трафиком в торговых центрах, говорит Рождественская. В маленьких населенных пунктах, по ее словам, добиться заявленных показателей при довольно высоких инвестициях будет крайне сложно. С этим согласна и директор направления стрит-ритейла Knight Frank Russia Ирина Козина, которая отмечает, что продукция «Щелкунчика» будет востребована в местах с высоким трафиком – в деловых районах, рядом с метро и проч. Рождественская не исключает, что с учетом всего этого в будущем компания «оптимизирует инвестиции в проект».

На рынке сухофруктов и орехов пока нет сетевого игрока, однако эту нишу нельзя назвать пустующей, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Торговые центры заинтересованы в подобных форматах, так как из-за санкций некоторые магазины вынуждены были закрыться, освобождая площади, отмечает Рождественская. Однако она указывает, что практически в каждом таком объекте есть «ореховый остров», а многие супермаркеты предлагают схожий ассортимент на развес. Бурмистров также отмечает, что в сегменте сухофруктов достаточно высокая конкуренция: там работает много национальных диаспор из тех стран, откуда в том числе осуществляются поставки продукции. Много точек с такими товарами, по его словам, есть и в стрит-ритейле, причем ассортимент там более сбалансированный и он не требует холодильников и другого дорогого оборудования, а значит, и инвестиции на открытие там меньше в 2–3 раза. Развитие сети в торговых центрах ограничивают и условия договоров аренды, по которым рядом с прикассовыми зонами супермаркетов не могут располагаться арендаторы с продуктами питания и бакалеей, напоминает директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Борис Маца.