«Почта России» готовит к запуску новый сервис Punkt

Он может использоваться для доставки товаров и курьерского сервиса
«Почте России» будет довольно трудно конкурировать в сегментах пунктов выдачи и постаматов с крупнейшими мультикатегорийными игроками/ Максим Стулов / Ведомости

«Почта России» подала заявку на регистрацию нового товарного знака Punkt, следует из реестра Роспатента. Почтовый оператор направил соответствующие документы в конце января 2022 г. Заявка содержит эмблему в виде двух черных кругов и квадрата с белыми стрелками и само название Punkt. Оператор просит регулятора разрешить ему использовать новый бренд сразу в 18 классах Международной классификации товаров и услуг, включая, например, доставку различных товаров, в том числе цветов, а также корреспонденцию и услуги по хранению и упаковке товаров, курьерский сервис.

Представитель оператора отказался комментировать детали нового проекта, заявив, что «Почта России» объявит о нем позже.

Также в конце марта «Почта России» подала документы на регистрацию товарного знака «Почта в помощь». Этот знак планируется использовать для всех социальных проектов оператора, уточнил представитель «Почты».

Как следует из материалов заявки, интересы «Почты России» при подаче документов на регистрацию Punkt представляет патентный поверенный Роман Скляр, управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальный капитал». Он подтвердил «Ведомостям» направление документов, отметив, что не обсуждал с «Почтой», для какого именно сервиса оператор решил зарегистрировать новый бренд. По словам поверенного, согласование заявки ожидается в ближайшее время.

Хотя окончательно заявка пока не утверждена, закон предусматривает защиту товарного знака уже с момента ее подачи, говорит Скляр. Это, по его словам, означает, что никто другой сейчас не может зарегистрировать похожий товарный знак в аналогичных товарных классах в соответствии с принципом приоритета.

Бренд, который регистрирует «Почта России», Punkt, имеет именно немецкое написание, обращает внимание управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. «Это может говорить о том, что «Почта» рассчитывает использовать эту марку именно в Германии, где у оператора есть дочернее юрлицо. И помимо регистрации в патентных органах за рубежом госкомпания регистрирует марку и в России, чтобы защитить свои права на нее здесь. К тому же слово «пункт» само по себе короткое, емкое и понятное как русским, так и немцам», – рассуждает он.

В Германии, отмечает Андреев, очень востребована модель, при которой живущие там русские экспаты заказывают российские товары, которых нет в широкой продаже в Европе. Использовать для этого торговую марку «Почта России» оператору неудобно, потому что почтовых услуг в чистом виде этот проект не предполагает, добавляет он.

Также новый бренд может использоваться и для франчайзи-сети в России, предполагает Андреев. Он напомнил, что о планах расширения сети партнерских пунктов выдачи посылок гендиректор «Почты России» Максим Акимов говорил в начале 2021 г.

То, что «Почта» предпочла использовать для этого бренда именно латиницу, может быть связано с тем, что само по себе слово «пункт» – общеупотребительное и зарегистрировать его в качестве товарного знака проблематично. «Зарегистрировать товарный знак «пункт», написанный кириллицей, крайне сложно. Нормы гражданского законодательства прямо запрещают регистрацию в качестве товарных знаков общепринятых обозначений и обозначений, вошедших во всеобщее употребление», – объясняет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Зарегистрировав товарный знак Punkt, «Почта России» может передавать право его использования франчайзи по договору, добавляет он. Также по договору аренды франчайзи могут быть переданы принадлежащие компании помещения, добавил Федюкин.

Новый сервис может предполагать и расширение сети постаматов оператора, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. По данным «Почты России», сейчас у нее примерно 7000 постаматов, из которых порядка 2000 – партнерские.

Расширение какого-либо из этих направлений выглядит довольно логичным для «Почты России», говорит партнер Data Insight Борис Овчинников, так как покупатели на рынке e-commerse при заказах чаще всего выбирают доставку до пунктов выдачи или постаматов. «Но надо учитывать, что сейчас ни один интернет-магазин или логистическая служба не могут обеспечить такой плотности потока заказов, как Wildberries или Ozon. Так что востребованность новой сети и ее экономическая эффективность пока не очевидны», – отмечает он.

Но уже по итогам 2021 г. стало заметно снижение эффективности постаматов при увеличении числа пунктов выдачи заказов, поэтому целый ряд участников рынка сократил число постаматов, добавляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При этом сокращалось и число собственных пунктов выдачи заказов на фоне роста числа франчайзинговых пунктов, представляющих интерес для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, говорит он. Поэтому «Почте России» будет довольно трудно конкурировать в сегментах пунктов выдачи и постаматов с крупнейшими мультикатегорийными игроками, инвестиционные возможности которых гораздо значительнее, чем у почтового оператора, соглашается Бурмистров. В то же время «Почта России» уже располагает развитой сетью отделений по всей стране, площади которых могут быть задействованы под подобный проект.