ВЭБ.РФ представил идеи по привлечению до 10–15 трлн рублей в год в промышленность

Для этого потребуется создать новые механизмы ГЧП
Для новых промышленных проектов государственным институтам развития придется искать новые схемы партнерства с частными инвесторами/ Владимир Смирнов / ТАСС

Финансовая компания «ВЭБ инфраструктура» («ИнфраВЭБ», «дочка» ВЭБ.РФ) предложила механизмы привлечения частных инвестиций в промышленность. «Ведомости» ознакомились с соответствующей презентацией, представитель «ИнфраВЭБа» подтвердил ее подлинность.

Он пояснил, что были сформированы критерии промышленных проектов и на их основе разработаны базовые подходы и схемы привлечения частных денег через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Разработка новых мер поддержки промышленных проектов и привлечения в них частных денег объясняется необходимостью «ускоренного решения вопросов импортозамещения», а также «недостаточным объемом внутреннего рынка для реализации крупномасштабных проектов».

«ИнфраВЭБ» предлагает для новых проектов в промышленности активнее использовать концессию, а также механизм, получивший название «корпоративное ГЧП», и опционы, позволяющие инвестору получать контроль в проектной компании.

В рамках корпоративного ГЧП для привлечения внебюджетных инвестиций в стратегические объекты, принадлежащие государству, предлагается передавать их в собственность и управление частным инвесторам с инвестобязательствами (реконструкция и дальнейшая эксплуатация). Механизм может применяться, когда у государственного или муниципального предприятия на балансе есть проблемный убыточный актив, следует из презентации. Хотя схема подходит и для новых промышленных объектов.

Преимущества для инвестора при использовании данного механизма заключаются «в минимальном законодательном регулировании отношений сторон», так как они регулируются акционерным соглашением или корпоративным договором, а также инвестсоглашением, в сжатых сроках проведения конкурса, говорится в презентации «ИнфраВЭБа».

Этот подход сейчас распространен в аэропортовых проектах (например, применялся в Самаре «Аэропортами регионов» и в Перми – холдингом «Новапорт» Романа Троценко).

Для крупных промпредприятий, например для производств по добыче полезных ископаемых, «ИнфраВЭБ» предлагает концессионную модель, когда частный бизнес привлекается для более эффективного использования госсобственности. «Бюджетные средства при этом подходе могут использоваться для выплаты капитального гранта концессионеру, например для софинансирования строительно-монтажных работ и проч. Для бюджета компенсацией станут прямые и косвенные налоговые поступления, социально-экономические и прочие эффекты», – поясняется в презентации.

Такой механизм, по мнению аналитиков «ИнфраВЭБа», может быть использован, например, при создании инфраструктуры для освоения Каракульского месторождения кобальта на Алтае, автодороги к ГОК на медно-порфировом месторождении Ак-Суг в Туве. Сейчас концессии применяются в инфраструктурных проектах (в том числе для транспорта и туризма). Чтобы концессионную модель можно было использовать в промышленности, необходимо внести ряд изменений в законодательство (в ФЗ № 224 «О ГЧП» и ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях»), отмечает «представитель «ИнфраВЭБа».

Также предлагается дать ряд других законодательных преференций: предоставить концессионеру-производителю статус единственного поставщика «с долгосрочной гарантией сбыта», а также позволить заключать концессию с собственниками инфраструктуры в упрощенном порядке.

Для поддержки промышленности «ИнфраВЭБ» предлагает использовать «лучшие практики в других отраслях», например в туристической. Сейчас «Корпорация Туризм.РФ» при вхождении в проект бесплатно получает опционы, позволяющие увеличить свою долю до контрольной, или полностью выкупить акции специальной проектной компании по номинальной стоимости, или, наоборот, продать долю инициатору проекта.

Кроме того, поддержка промышленных проектов может осуществляться через группу ВЭБ.РФ, следует из презентации. В «ИнфраВЭБе» напоминают, что проводят экспертизу для подготовки проектов (сбор инициатив по импортозамещению, формирование концепта инвестпроекта, утверждение проекта с федеральными и региональными властями, привлечение финансирования и т. п.).

На начало августа 2022 г. в России только в сегменте проектов от 100 млн руб. заключено 662 концессионных и ГЧП-соглашения общей стоимостью 3,26 трлн руб., следует из данных InfraOne Research. Сейчас действующих проектов – 605 на 3,19 трлн руб. По подсчетам InfraOne Research, больше половины инициатив реализуется в коммунальной отрасли, но по объему вложений традиционно лидируют транспортные проекты – на них приходится свыше 60% от суммарных инвестиций в концессии и ГЧП дороже 100 млн руб.

Потенциал транспортной отрасли гораздо выше, чем промышленной, даже в рамках предложенных механизмов, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. «Транспортная инфраструктура имеет преимущественно публичный характер (доступна неограниченному количеству пользователей), так что участие государства в ее создании более целесообразно, чем в капитале промпроектов», – пояснила она.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавил, что в основном ГЧП используется в проектах, которые получают доходы от населения и/или государства: они «достаточно легко прогнозируемы и имеют высокую вероятность реализации».

По ГЧП в формате региональных концессий активно строит РЖД. Представитель компании уточнил «Ведомостям», что объем инвестиций в единственную действующую железную дорогу, построенную РЖД по ГЧП для ОЭЗ «Калуга», составил 1,1 млрд руб., дополнительный грузопоток оценивается в 1 млн т в год. Сейчас идет строительство железных дорог в рамках еще двух концессий – к ОЭЗ «Тольятти» и ОЭЗ «Титановая долина», общий объем инвестиций – 3 млрд руб., что позволит дополнительно привлечь порядка 2 млн т маржинальных грузов ежегодно.

«Специфика практически любого ГЧП-проекта – это долгосрочность инвестирования и окупаемости, что является основными рисками (особенно в период экономической турбулентности и неопределенности) как для государства и бизнеса, так и для банков, которые неохотно предоставляют заемный капитал вдолгую, – отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. – По этой причине инициатива потребует более гибкого подхода и применения новых инструментов, которые должны сначала получить свое нормативное закрепление в законодательстве».

Наилучшей идеей развития ГЧП в промышленности Гришунин считает проекты с гарантированным сбытом, так как это «долгосрочный инструмент с повышенной доходностью и низким риском». Такой вариант, по его мнению, подойдет для отечественной микроэлектроники, которая не может развиваться без гарантированного спроса со стороны госкомпаний и госбанков.

В целом предложенные «ИнфраВЭБом» механизмы, по оценкам Гришунина, могут помочь реализовать проекты на сумму свыше 10–15 трлн руб. в год, что «в идеальном сценарии» потенциально даст экономике до 6–8% роста ВВП.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, Минэкономразвития, а также в российские компании, которые имеют опыт участия в ГЧП.