У единого газового рынка ЕАЭС есть шанс успеть к 2025 году
Но вопросы формирования тарифов на прокачку пока не согласованыУрегулирована большая часть разногласий стран – членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) по созданию единого рынка газа, сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В ЕЭК уточнили, что переговоры состоялись 12 августа на уровне министров энергетики стран.
«Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев, под председательством которого прошли переговоры, отметил существенную динамику в разрешении вопросов, по которым сторонам продолжительное время не удавалось достичь консенсуса», – сообщила ЕЭК. В комиссии добавили, что поиск решения по неурегулированным вопросам продолжится «на более высоком уровне». По словам Кожошева, они могут стать основой для будущих компромиссов.
На 19 августа запланировано заседание Совета ЕЭК, а 25–26 августа должно состояться заседание Евразийского межправительственного совета, в их рамках планируется рассмотреть вопрос создания единого газового рынка ЕАЭС.
Председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович ранее сообщал, что международный договор о создании общего рынка газа ЕАЭС может быть подписан до конца 2022 г. Он также уточнял, что остаются три ключевых спорных вопроса, мешающих заключению соглашения: формирование тарифов на прокачку газа, импорт членами ЕАЭС газа из третьих стран, а также долгосрочные соглашения, уже заключенные между странами ЕАЭС.
20 июля ЕЭК выступила с предложением определять тарифы на общем рынке газа ЕАЭС в соответствии с действующими в государствах – членах союза методиками, в которых будут предусмотрены прозрачные механизмы тарифообразования на общем рынке. Как пояснила представитель ЕЭК, одним из ключевых разногласий является вопрос тарифов за прокачку газа. По ее словам, потребляющие газ Армения, Киргизия и Белоруссия выступают за принцип, согласно которому тарифы на транспортировку газа на общем рынке не будут превышать стоимость прокачки на внутреннем рынке. Но добывающие газ Россия и Казахстан считают более целесообразным раздельное формирование тарифов для общего рынка и для внутреннего.
В случае урегулирования всех разногласий ожидается, что единый газовый рынок ЕАЭС заработает с 2025 г. В 2021 г. «Газпром» поставил в страны бывшего СССР 33,1 млрд куб. м газа. Из них на Белоруссию, по данным ФТС, пришлось около 19,7 млрд куб. м газа.
Но документов, в полной мере описывающих рынок газа ЕАЭС, еще нет, отметил заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он добавил, что есть путаница, связанная с применением понятия «общий рынок» вместо «единый рынок». «Некоторые партнеры понимают под этим получение газа по внутрироссийским ценам без полноценного открытия собственных энергетических рынков для российских поставщиков. Но снижение цен на энергоносители – это очень большая уступка сама по себе, поэтому в ответ Россия должна получить сопоставимые выгоды», – отметил эксперт.
Гривач добавил, что новые санкции против РФ могут создать дополнительные трудности для России, так как другие страны – члены ЕАЭС могут попытаться выторговать для себя более выгодные условия.
Из пятерки стран ЕАЭС наиболее выгодные условия получения газа у российских потребителей, поэтому остальные страны-члены стремятся получить для себя такие же, отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он подчеркнул, что с точки зрения физических объемов экспорта этот рынок уже создан, поэтому даже при желании заменой для России европейского рынка ЕАЭС не станет.
Но управляющий партнер Kept Антон Усов полагает, что «Газпром» может быть заинтересован в едином газовом рынке ЕАЭС, особенно с точки зрения долгосрочных контрактов. «Конечно, не стоит ожидать, что он будет премиальным по отношению к Европе, но он позволит «Газпрому» заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам», – полагает аналитик. По его мнению, единый рынок ЕАЭС может быть создан только с учетом интересов производителя газа. «На фоне снижения российского экспорта в ЕС это становится особенно актуально», – подчеркнул Усов.
Как сообщал «Газпром», в январе – июле 2022 г., газовая монополия экспортировала в страны дальнего зарубежья (включая Турцию) 75,3 млрд куб. м – на 34,7% меньше, чем годом ранее.
В случае формирования единого рынка ЕАЭС основным контрольным органом станет ЕЭК, в составе которой будет создан особый управляющий орган, полагает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Юрист отметил, что формирование подобного рынка потребует также выработки дополнительных инструментов и соглашений, в частности об оплате услуг, контроле над использованием газа, определения понятия «покупатель», так как разные стороны могут под этим подразумевать как население, так и промышленных потребителей.