Минприроды предложило льготы для новых проектов по добыче дефицитного сырья и трудноизвлекаемой нефти

Для них предлагается на 10 лет вычитать из НДПИ затраты на геологоразведку
Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов заявил, что для проработки налоговых льгот для ТрИЗ была создана рабочая группа. Она разрабатывает классификацию ТрИЗ и их «привязку к финансово-экономическим моделям»./ Петр Ковалев / фотохост-агентство ТАСС

Минприроды предлагает ввести понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых проектов по добыче стратегических видов сырья и трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) углеводородов. Об этом заявил 6 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2022) министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.

По оценке Минприроды, эта мера повысит инвестпривлекательность проектов. По словам Козлова, речь идет о понижающем коэффициенте к ставке НДПИ «на начальных этапах запуска проекта» – на первые 10 лет. Министр добавил, что для проработки налоговых льгот для ТрИЗ была создана рабочая группа. Она разрабатывает классификацию ТрИЗ и их «привязку к финансово-экономическим моделям».

Представитель Минприроды пояснил «Ведомостям», что предложение касается дефицитных видов стратегического сырья. По его словам, совместно с другими ведомствами министерство определило 17 видов сырья, из которых наиболее критически зависимы от импорта марганец, титан, литий, ниобий и редкоземельные металлы (РЗМ).

По словам собеседника, в льготах речь идет о вычетах затрат на геологоразведочные работы (ГРР) с коэффициентом 1,5 из налогооблагаемой базы (НДПИ или налога на прибыль). Период в 10 лет был выбран исходя из того, что средний цикл ГРР в Арктике и на Дальнем Востоке (в этих регионах расположен ряд месторождений дефицитного сырья. – «Ведомости») составляет семь лет плюс учитывается срок выхода на первую прибыль.

О вычетах затрат на ГРР для всех нефтегазовых проектов речи не идет, пояснил представитель Минприроды. «Это высоколиквидные виды сырья. А у нас задача – обеспечить сырьевую независимость по тем видам сырья, где сегодня нет добычи», – отметил он. Собеседник добавил, что относительно нефти, которая относится к ТрИЗ, речь идет о понижающих коэффициентах к НДПИ «в зависимости от трудности ее извлечения».

В мае 2021 г. на проблему недостаточного воспроизводства дефицитных и стратегических ископаемых в России указывала Счетная палата России. Аудиторы отмечали, что в 2018–2020 гг. импортировалось более трети стратегических видов сырья и более 60% дефицитных видов полезных ископаемых. А потребности России в марганце, титане и литии полностью закрывались импортом. В июле 2021 г. Минвостокразвития разработало законопроект о предоставлении вычета из НДПИ для новых горнорудных проектов на Дальнем Востоке при условии заключения инвестсоглашения. В октябре 2021 г. правительство включило цели по достижению 100%-ного уровня воспроизводства стратегических видов сырья, в том числе марганца и титана, в план развития геологии до 2030 г.

Сейчас в Налоговом кодексе (НК) применяется понижающий коэффициент к НДПИ при добыче руд некоторых редких металлов и РЗМ (литий, бериллий, скандий, германий, ниобий, тантал и др.). Обсуждается возможность включения в перечень вольфрама, молибдена, титана и циркония.

Что такое трудная нефть

ТрИЗ – запасы, разработка которых ведется в неблагоприятных геологических условиях (например, из низкопроницаемых коллекторов), а добываемые углеводороды обладают специфическими физическими свойствами (например, высокой вязкостью). Разработка ТрИЗ часто экономически нерентабельна и требует повышенных капиталовложений по сравнению с традиционными месторождениями нефти и газа. В России к ТрИЗ относят сланцевые формации: баженовские, абалакские, хадумские и доманиковые отложения. 67% «трудной» российской нефти сосредоточено в баженовской и тюменской свитах, а также в ачимовской толще в ХМАО.

Понятие «трудноизвлекаемые запасы нефти» в российском законодательстве отсутствует. Но в НК предусмотрены понижающие коэффициенты к НДПИ от 0,2 до 0,8, характеризующие степень сложности добычи нефти. Также в НК при соблюдении ряда условий предусмотрена нулевая ставка НДПИ для нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых залежей (относятся к ТрИЗ).

Вице-премьер РФ Александр Новак в декабре 2021 г. сообщал, что на долю ТрИЗ приходится примерно 17% всех запасов нефти в России. По его словам, объем дополнительной добычи ТрИЗ к 2030 г. может достичь 45 млн т, что может приносить бюджету 200–250 млрд руб. в год.

По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, инициатива Минприроды своевременна, так как сейчас для ряда проектов по добыче дефицитного сырья НДПИ в первые годы разработки может превышать доходы от реализации. А стартовый платеж за лицензию начинается с 10% от прогнозного годового НДПИ. «НДПИ в нынешнем виде не дает небольшим компаниям приходить в добычу, а крупным компаниям развитие мелких участков, например по добыче РЗМ, неинтересно», – говорит аналитик. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров отмечает, что при отсутствии льгот многие проекты по добыче дефицитного сырья не будут реализованы в силу низкой инвестпривлекательности. Это, например, те, которые расположены в труднодоступных регионах, без транспортной и энергетической инфраструктуры, пояснил он. По оценке Гришунина, наиболее высокие риски есть по таким видам сырья, как литий, титан, марганец, ниобий, тантал и РЗМ. «Снижение НДПИ увеличит шансы для юниорных компаний начинать добычу и выходить на уровень рентабельности», – добавляет он.

Льготы для ТрИЗ, по словам Гришунина, сейчас устанавливаются для каждого отдельного вида залежей, что «создает путаницу» и затрудняет получение льготы. По его мнению, предпочтительнее единый подход для всех ТрИЗ. Эксперт отмечает, что в первую очередь такие изменения в налогообложении были бы полезны для увеличения добычи нефти баженовской и тюменской свит.

Директор практики «Разведка и добыча нефти и газа» Vygon Consulting Сергей Клубков обращает внимание на то, что в законодательстве необходимо определить само понятие ТрИЗ. «По нашему мнению, это запасы, разработка которых при существующих технологиях в обоснованном макроэкономическом сценарии нерентабельна», – говорит эксперт. Он добавляет, что налоговое стимулирование обосновано в случае ввода в разработку именно нерентабельных запасов. По словам Клубкова, предоставить налоговые стимулы можно через адресные инвестсоглашения, где в обмен на инвестиции недропользователь получит скидку к НДПИ или фиксированный вычет.

Доходы бюджета от предлагаемых льгот снизятся незначительно, уверены эксперты. Аналитик «Финама» Алексей Калачев поясняет, что вклад указанных видов сырья в бюджет невелик. Макаров уверен, что вопрос собираемости налогов нужно рассматривать комплексно и с учетом всего периода выработки месторождения. «Если льготы помогут нарастить добычу, они потенциально увеличат будущую налогооблагаемую базу», – согласен Калачев. Клубков добавляет, что в случае разработки ТрИЗ доходы бюджета могут значительно увеличиться, так как доля нерентабельных запасов нефти в России достигает 35%.

«Ведомости» направили запросы в крупные нефтяные и горнодобывающие компании, а также в Минфин и Минэнерго.