Российский преемник Abbyy перешел к турецкому собственнику
Но свыше 50% бенефициаров компании все еще россиянеКомпания Content AI, представляющая в России интересы разработчика софта Abbyy, сменила владельца. С 14 июля юрлицо ООО «Контент ИИ» принадлежит турецкой компании «Контент АИ солюшнс билишим ве текноложи хизметлери аноним ширкети», следует из данных ЕГРЮЛ.
В апреле 2022 г. Abbyy, основанная в России Давидом Яном, ушла из нашей страны: теперь компания позиционирует себя как международного разработчика со штаб-квартирой в США. Российский бизнес Abbyy передала Content AI, которая, как указано на сайте последней, продолжила лицензировать продукты Abbyy и ведет работу со всеми текущими и новыми клиентами и партнерами в России.
По данным базы юрлиц «Контур.Фокус», Content AI была образована 1 апреля. Изначально 51% в ней принадлежал старшему вице-президенту Abbyy Вадиму Терещенко. 25 апреля его доля в Content AI перешла к его однофамилице Елене. Еще по 12,2% в ООО до июля принадлежали вице-президенту по юридическим вопросам Abbyy Елене Бочаровой, директору по развитию бизнеса Олегу Сажину, директору по работе с клиентами Светлане Дергачевой и Олегу Мартынову. Бенефициаров турецкого юрлица «Ведомостям» найти не удалось.
Представитель Abbyy не ответил на запрос «Ведомостей».
В числе продуктов, права на которые принадлежат Content AI и которые до сих пор находятся в реестре российского ПО, – решение для интеллектуального поиска данных Abbyy Intelligent Search, электронный словарь Abbyy Lingvo, программа для классификации документов Abbyy Smart Classifier и др. Часть продуктов Abbyy были исключены из реестра еще в январе 2022 г. В их числе была программа для распознавания текста Abbyy FineReader, ПО для потокового ввода данных Abbyy FlexiCapture, сканер визиток Abbyy Business Card Reader, решение для создания снимков областей экрана Abbyy Screenshot Reader и др. Представитель разработчика объяснял TAdviser, что заявки об исключении ПО компания подала сама. Причиной он назвал несоответствие продуктов требованиям реестра.
По словам источника TAdviser, причиной выбытия продуктов компании из реестра стала передача прав на ПО американским юрлицам.
Сохранение продуктов Abbyy в реестре российского ПО и без сделки с турецкой компанией выглядит достаточно неопределенно, считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Дело в том, что передача исключительных прав сторонней организации, будь то Content AI или любая другая де-юре самостоятельная организация, предполагает, что разработчик все равно рассчитывает на получение какой-то прибыли от реализации на российском рынке этих продуктов либо созданных на основе принадлежащего ему исходного кода, – объясняет он. – Обычно это предполагает наличие договора, чаще всего лицензионного, по которому лицензиат в России перечисляет часть выручки лицензиару за рубежом». Юрист напоминает, что реестр требует, чтобы сумма выплат по лицензионным и иным договорам за рубеж не превышала 30% от выручки компании. Либо правообладатель отказывается от части дохода с российского рынка, либо софт исключается из реестра, поясняет Федюкин.
В случае исключения продуктов компании из реестра Минцифры ее доля на российском рынке существенно не изменится, считает Федюкин, Content AI лишится права не платить 20%-ный НДC, но главным преимуществом остаются преференции при участии в госзакупках. Если у продуктов Abbyy нет аналогов в реестре, то на вероятности заключения контракта исключение не скажется, полагает юрист.
Доля граждан РФ в структуре владения турецкого юрлица составляет более 50%, нарушений нет, сообщил представитель Минцифры.
Продукты Abbyy много лет были стандартом в системах документооборота, подтверждает руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group Александр Казеннов. Альтернативные облачные сервисы здесь не помогут, особенно крупным предприятиям: пока они создаются лишь под специфические требования заказчиков, поэтому в настоящее время 100%-ной замены не просматривается, говорит он.
Среди возможных альтернатив по функциям распознавания и обработки документов можно назвать продукты компаний Directum, Dbrain, ЭЛАР, Soica, Smart Engines, считает топ-менеджер компании «Крок» Василий Мухин. «Но это разные классы систем, и назвать их полностью сопоставимыми c Abbyy будет некорректно, так как у нее есть уникальные алгоритмы и подходы к распознаванию», – соглашается он.
Компания-собственник российского юрлица зарегистрирована в Турции, которая является дружественной страной, а потому она может совершать любые операции, в том числе корпоративные изменения (создание «дочек», привлечение кредитов, продажа активов), объясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Популярность Турции в качестве страны для релокации российского бизнеса зависит от отрасли и наличия у компании налаженных связей с локальными игроками, подтверждает директор отдела форензик Kept Елена Петерсон. Среди плюсов ведения бизнеса в Турции, по ее словам, – отсутствие ограничений на открытие компании, инвестиции или покупку локальных игроков, среди минусов – денежно-кредитная политика государства и высокая инфляция. Массового исхода российского бизнеса в Турцию в Kept не фиксируют.
Уточнение. После выхода материала официальные представитель Content AI сообщил, что регистрация холдинговой компании в рамках юрисдикции Турции связана с решением задач корпоративного развития. Смена правообладателей технологий и продуктов не планируется.