Биржевые цены на бензин перешли к росту

На розничных ценах топлива на АЗС это почти не сказалось
Биржевые котировки бензина в РФ растут на фоне санкций недружественных стран, направленных на отказ от российских энергоносителей/ Ведомости

Оптовые цены на бензин самых ходовых в России марок Аи-92 и Аи-95 с начала февраля выросли на 23,2 и 19,4%, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Только за последние 1,5 недели – с 13 по 22 февраля – Аи-92 на бирже подорожал на 18,8% до 41 502 руб./т, Аи-95 прибавил в цене 16,4% и торговался по 44 999 руб./т. Другие нефтепродукты также дорожали, но не столь заметно. В частности, цены на летнее дизтопливо поднялись на 4,2% до 46 478 руб./т, на зимний дизель – на 7,3% до 47 544 руб./т, на топочный мазут – на 8,6% до 7485 руб./т.

Розничные цены на топливо в России практически не изменились. С 13 по 20 февраля, согласно данным Росстата, марки бензина Аи-92, Аи-95 и Аи-98 подешевели на 1 коп. до 47,15, 51,38 и 61,58 руб./л соответственно. Дизтопливо за неделю потеряло 11 коп., цена в результате опустилась до 58,57 руб./л.

Минимум биржевых цен на бензин Аи-92 был зафиксирован в ноябре 2022 г., когда стоимость топлива опускалась ниже 35 000 руб./т. Предыдущие минимумы были отмечены в начале июня 2022 г. (36 627 руб./т) и в апреле 2020 г. (35 772 руб./т). Стоимость Аи-95 также достигла минимума в ноябре прошлого года, когда 1 т топлива стоила менее 37 000 руб. Исторический максимум цен на бензин был зарегистрирован в сентябре 2021 г.: стоимость 1 т Аи-92 превышала тогда 57 500 руб. Аи-95 – 60 000 руб.

В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» сообщили, что в последнее время оптовые цены на бензин находились на рекордно низком уровне, а сейчас наблюдаются восстановление спроса и связанное с ним изменение цен. При этом, по данным министерства, стоимость бензина в оптовом сегменте остается ниже показателя прошлого года в среднем на 20% (Аи-92 - на 10 500 руб/т или на 20,2%, Аи-95 – на 9900 руб/т или на 18,1%).

Российский внутренний рынок, по оценке министерства, обеспечен нефтепродуктами в полном объеме: суточный объем торгов бензином на бирже в феврале в среднем составляет 32 900 т, что на 3000 т выше показателя февраля 2022 г. В пресс-службе подчеркнули, что изменение биржевых цен не отразится на ценах на АЗС, так как у розничного бизнеса «сейчас достаточная доходность, превышающая традиционно характерный для текущего месяца уровень».

Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что текущая динамика оптовых цен на бензин «говорит о восстановлении баланса спроса и предложения после их длительного снижения». «При этом цены на топливо в оптовом звене по-прежнему остаются низкими из-за существующих ограничений по экспорту нефтепродуктов, так как дополнительный объем перенаправляется на внутренний рынок», – отметили в ведомстве. Экономические показатели АЗС, считает ФАС, позволяют работать «с достаточной маржинальностью». Предпосылок для роста розничных цен на топливо нет, уверен представитель ведомства.

Биржевые котировки бензина в РФ растут на фоне санкций недружественных стран, направленных на отказ от российских энергоносителей. С 5 февраля 2023 г. действует эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России, а также потолок цен на российское топливо. На бензин и дизтопливо потолок установлен на уровне $100/барр., на мазут – $45/барр.

Москва неоднократно заявляла, что компании из России не будут поставлять топливо на нерыночных условиях, а указ президента РФ от 27 декабря 2022 г. прямо запретил поставки по контрактам, в которых указан ценовой потолок. 10 февраля вице-премьер Александр Новак заявил, что в марте Россия добровольно сократит добычу нефти на 500 000 барр./сутки. Источники «Ведомостей» уточняли, что сокращение добычи сырья приведет к сокращению объемов переработки на НПЗ и снижению экспорта нефтепродуктов (см. номер от 17 февраля).

Отечественный бензин в основном поставляется на внутренний рынок. По данным РЭА Минэнерго, в 2021 г. Россия экспортировала всего 4 млн т бензина, или около 10% от произведенных 41 млн т (открытых данных за 2022 г. нет). Основные экспортные нефтепродукты – дизтопливо, мазут и другие темные нефтепродукты. В 2021 г. за рубеж было поставлено 40 млн т дизеля и 60 млн т мазута и других темных нефтепродуктов. На внутренний рынок было отгружено за тот же период 40 млн т дизеля и 7 млн т мазута. Основным рынком сбыта для российских нефтепродуктов была Европа: в 2021 г. на этот регион пришлось 62% топливного экспорта РФ.

«Ведомости» направили запросы крупнейшим сетям АЗС.

Глава Российского топливного союза (объединяет крупнейшие сети АЗС) Евгений Аркуша сказал «Ведомостям», что оптовые цены перешли к росту в феврале «из-за ажиотажного спроса на фоне новостной повестки». Он добавил, что объективных причин для роста оптовых цен сейчас нет, а маржинальность крупных сетей АЗС «достаточная». По его словам, роста цен в рознице ждать не стоит, «но и снижаться они не будут из-за увеличения расходов владельцев заправок».

Глава Независимого топливного союза (входят небольшие независимые сети АЗС) Павел Баженов добавил, что собственники нефтебаз создают запасы перед высоким сезоном (март – октябрь), что и толкает вверх биржевые котировки. По его словам, стоимость топлива на АЗС будет расти в пределах инфляции, даже если оптовые цены увеличатся «вплоть до максимумов сентября 2021 г.». Но если рост будет еще выше, у АЗС могут возникнуть трудности.

Бизнес розницы, по его словам, может оставаться рентабельным при оптовых ценах до 60 000–61 000 руб./т для Аи-92 и 65 000–66 000 руб./т для Аи-95. «Сейчас средняя маржа независимых АЗС по бензину составляет 10 руб./л, по дизелю – чуть меньше», – уточняет Баженов.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает нынешний всплеск биржевых котировок бензина «восстановлением после аномально низких цен» конца января – начала февраля 2023 г. В преддверии европейского эмбарго нефтяники поставляли на внутренний рынок максимальные объемы нефтепродуктов, что оказывало давление на оптовые цены, поясняет Кауфман. Уже в середине февраля закупки бензина на бирже «активизировались» после объявления о планах правительства РФ сократить выплаты по демпферу (механизм бюджетных компенсаций нефтекомпаниям при поставках топлива на внутренний рынок дешевле экспортных цен. – «Ведомости»), добавляет глава Центра развития энергетики Кирилл Мельников. В середине февраля 2023 г. Госдума приняла в третьем чтении закон, согласно которому при расчете компенсаций нефтяникам в рамках демпфирующего механизма будет учитываться скидка на российский сорт Urals к эталонной нефти Brent, из-за чего компании могут недосчитаться 20 млрд руб. в месяц.

Мельников также напоминает про анонсированное Новаком снижение добычи нефти в России на 500 000 барр./сутки в марте. Эксперт ожидает, что рост оптовых цен на бензин в опте продолжится и в первых числах марта. «Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, снизится ли производство нефтепродуктов в России», – полагает он. Кауфман прогнозирует рост оптовых цен еще на 10–15%.