Закрытым аэропортам в 2023 году пока сократили субсидии втрое

Объем уже выделенной им господдержки составляет только 2,5 млрд рублей
Часть закрытых аэропортов Юга России – совсем новые инвестпроекты, завершенные лишь несколько лет назад (на фото – аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, открытый в 2020 г.)/ Сергей Пивоваров / РИА Новости

Субсидии закрытым из-за СВО аэропортам юга России в 2023 г. пока в 3 раза ниже прошлогодних. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с предложениями ведомств по данному вопросу. Всего в 2022 г. на поддержку 11 аэропортов было выделено около 7,5 млрд руб.

По словам одного из источников, закрытым аэропортам согласовано выделение почти 2,5 млрд руб. за прошедший I квартал 2023 г. из резервного фонда правительства. О возможности дальнейшей поддержки по этому направлению ему не известно.

Другой собеседник точную сумму не называет, но указывает, что она будет в 3 раза меньше прошлогодней. По его словам, снижение финансирования обусловлено тем, что аэропорты за прошлый год не смогли полностью освоить выделенный им объем средств. При этом представитель Минфина сказал «Ведомостям», что министерство «концептуально поддерживает» продление указанной меры поддержки закрытым аэропортам.

Минтранс 28 апреля 2023 г. опубликовал на портале правовой информации проект постановления правительства об утверждении правил предоставления субсидий закрытым аэропортам в 2023 г. Сумма в документе указана не была, представитель Минтранса также не назвал ее «Ведомостям». В пояснительной записке к проекту отмечалось, что поддержка предоставляется для того, чтобы закрытые аэропорты могли сохранить не менее 90% персонала по сравнению с началом 2022 г.

В 2022 г. субсидии аэропортам увеличивались трижды. В апреле на компенсацию операционных расходов закрытых аэропортов из резервного фонда было выделено более 1,5 млрд руб. В мае эта сумма по решению правительства была удвоена до 3 млрд руб. В августе премьер Михаил Мишустин говорил, что меры поддержки 11 закрытым аэропортам расширят еще почти на 2,5 млрд руб. Наконец, в октябре 2022 г. Мишустин сообщил о выделении дополнительной поддержки в размере 2 млрд руб.

В начале февраля 2023 г. замруководителя Росавиации Наталья Андрианова говорила о намерении правительства продолжить и в этом году поддержку по данному направлению. Позднее руководитель агентства Александр Нерадько заявил, что оно рассчитывает на сопоставимые с прошлогодними объемы господдержки. Нерадько уточнил, что Росавиация уже посчитала объем субсидий за декабрь – март и сумма должна быть такой же, как в 2022 г. Методику расчета агентство направило в Минтранс, сказал он.

Ранее представители нескольких закрытых аэропортов говорили «Ведомостям», что текущих объемов субсидий им в целом хватает.

Но собеседники из аэропортов Курска и Брянска отмечали, что, несмотря на то что персонал занят обслуживанием государственной авиации, выделенных средств недостаточно («Ведомости» писали об этом 17 октября 2022 г.).

Росавиация с начала СВО на Украине в феврале 2022 г. ограничила полеты в 11 аэропортов юга России из соображений безопасности. Закрытыми остаются аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Ведомство многократно продлевало запрет на полеты в эти аэропорты. Сейчас он действует до 9 мая, сообщил «Ведомостям» источник в одном из них. Таким образом, на Азовско-Черноморском побережье России остался только один работающий гражданский аэропорт – Сочи. «Ведомости» направили запросы в закрытые аэропорты, а также аэропортовые холдинги, ими владеющие.

Закрытие аэропортов, часть из которых обслуживает популярные туристические направления, негативно сказалось на объемах авиаперевозок в стране. Минтранс оценивал выпадающий из-за этого в 2022 г. пассажиропоток в 19,1 млн человек («Ведомости» писали об этом 24 июля 2022 г.). Всего за прошлый год отечественные авиакомпании перевезли 95 млн пассажиров. План по пассажиропотоку в 2023 г. составляет 101 млн человек, сказал в конце марта 2023 г. министр транспорта Виталий Савельев.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что если объем в 2,5 млрд руб. будет распределен на весь год, то это будет «самой нижней планкой, которая не позволит аэропортам «умереть с голоду». По его оценке, 11 аэропортов будут закрыты примерно до 2025–2026 гг. Дальнейший размер субсидий, продолжил эксперт, будет зависеть от состояния бюджета страны и лоббистских возможностей собственников аэропортов.

Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил, что в случае с закрытыми аэропортами решение, поддерживать их в работоспособном состоянии или консервировать, остается за регулятором. «Коль скоро речь идет о поддержке, нужно обеспечить финансирование предприятий в необходимом объеме, включая выплату зарплаты квалифицированным специалистам», – подчеркнул Борисов. Он добавил, что в данном случае аэропорты полностью зависят от решений госорганов и задача государства – поддержать их существование на должном уровне, чтобы не допустить деградации инфраструктуры.