До 80% молочной продукции продается по промоакциям

Это позволяет производителям избавляться от излишков товаров
Андрей Гордеев / Ведомости

Производители молочной продукции в марте – апреле увеличили объем продукции, которую они предлагают для реализации торговым сетям по промоакциям. Об этом «Ведомостям» рассказали три сотрудника компаний, работающих на этом рынке. Информацию подтвердили также представители крупных ритейлеров – «Верного» и «Магнита».

По отдельным позициям сейчас до 80% товара продается со скидками, уверяет сотрудник крупного молочного производителя. Второй говорит, что по сравнению с январем – февралем прирост продукции, которая реализуется по промоакциям, составил 15–20%. В марте – мае количество предложений по проведению таких акций увеличилось на 50%, подтверждает представитель «Верного». На сайте этого ритейлера указано, что, к примеру, масло сливочное сейчас продается со скидкой 29% (299 руб. за пачку), а скидка на топленое молоко составляет 17% (50 руб.).

Доля промопродаж в молочной продукции в I квартале 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 27 до 34%, свидетельствуют данные сервиса NTech по крупнейшим федеральным сетям. Из них следует, что по некоторым позициям рост был существенным. Например, в масложировой группе число акций за год увеличилось на 88%, в ряженке – на 68%, в кефире – на 57%, в десертах – на 54%. Как итог цены на молочную продукцию в марте – мае снизились в целом на 15% по сравнению с январем – февралем, говорит представитель «Верного».

Увеличить количество промоакций производителям позволяет снижение цен на сырое молоко, объясняет собеседник в одном из агрохолдингов. В мае его стоимость опустилась ниже 30 руб. за 1 кг, знает источник «Ведомостей» в одном из переработчиков. Данные же Росстата говорят, что стоимость сырья снизилась в марте на 1% до 34,3 руб. за 1 кг по сравнению с февралем.

Рост числа промоакций два производителя объясняют большими запасами такой продукции. По данным Союзмолока, на конец марта на складах хранилось 17 300 т сухого молока, что в 3,4 раза больше, чем годом ранее. Аналогичная ситуация складывается и по другим позициям: в 2,5 раза до 24 600 т выросли запасы сухой сыворотки, на 32% до 52 800 т – сыров. Незначительно снизились, но все равно остаются высокими объемы хранящегося масла – 20 100 т (снижение на 6%).

Увеличение запасов, в свою очередь, вызвано снижением потребления молочной продукции из-за падения покупательной способности, говорит собеседник в одном из агрохолдингов. По данным Союзмолока, продажи сухого молока в январе 2023 г. снизились на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, йогуртов – на 11%, сливок – на 5%. При этом рост производства продолжается: в I квартале 2023 г. выпуск сухого молока увеличился на 19% до 27 100 т, масла – на 11% до 78 300 т, сыра – на 15% до 183 100 т.

Снижение цен на сырое молоко позволяет переработчикам бороться за покупателей и продавать скопившиеся в прошлом и этом году запасы, говорит источник в одной из компаний-переработчиков. По его словам, речь идет о позициях не только с длительным сроком хранения, но и с коротким – 10–20 дней. Промоакции же, по его мнению, эффективный способ реализации запасов, но только когда скидки предлагают разные компании: например, масло продает один производитель, а сыр – другой. В противном случае идет перекос и размывание понятия бренда и справедливой цены всей группы, добавляет он.

Потребитель сейчас переключился на более простые продукты: молоко, кефир, творог, объясняет собеседник в одном из дистрибуторов. По его словам, такая же тенденция и в сырах – вместо пармезана или бри стали покупать условный «Костромской» или продукцию под собственными торговыми марками ритейлеров. Повышение внимания покупателей к более дешевым молочным товарам отмечают и в сети «Верный». Ситуация сложная как для производителей молока, так и для переработчиков, но покупатель выигрывает, поскольку цены снижаются, знает собеседник в одном из производителей и дистрибуторов сыра.

Председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли Игорь Караваев также говорит, что широкое применение промоакций в первую очередь связано с тем, что структура потребления молочной продукции напрямую зависит от изменения доходов населения. Несмотря на общее оживление продаж, тренд на экономию среди покупателей сохраняется, поэтому потребителям проще отказаться от менее бюджетных товаров, к которым относятся йогурты и десерты, в пользу традиционной молочной продукции. Промо, как доказавший эффективность инструмент оптимизации спроса, как раз помогает его сбалансировать, считает Караваев.