От Москвы до Минска могут построить высокоскоростную магистраль

Проект может стоить более 2 трлн рублей
ТАСС

В правительстве рассмотрят возможность строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Минск, заявил на сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Он напомнил о планах построить ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга. «У нас подавляющее большинство членов правительства за ВСМ. А следующими темпами мы посмотрим вторую часть дороги на Минск», – сказал министр (цитата по ТАСС). Он добавил, что инвесторы для строительства ВСМ до Петербурга и создания нового подвижного состава на данный момент найдены.

Сегодня ведется проектирование ВСМ Москва – Санкт-Петербург протяженностью 679 км. Если она будет построена, время в пути между городами сократится с почти четырех часов (столько сейчас идет «Сапсан») до 2,5 часа. Инициативу по этой ВСМ еще в 2004 г. выдвинул тогдашний министр транспорта Игорь Левитин (сейчас помощник президента РФ). Предполагалось, что это будет первая ВСМ в России.

Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что проект ВСМ Москва – Минск рассматривался в рамках создания «глобального перспективного высокоскоростного железнодорожного коридора» ВСМ «Евразия» по маршруту Москва – Смоленск – граница с Белоруссией. Он отметил, что технико-экономические параметры проекта требуют всесторонней оценки. «Строительство инфраструктуры для проекта ВСЖМ-1 (Москва – Санкт-Петербург. – «Ведомости») в границах Москвы и Петербурга ведется в рамках программ развития Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов», – добавил представитель РЖД.

Представитель Минфина сказал, что в ведомство инициатива по ВСМ Москва – Минск не поступала.

Во время ПМЭФ-2023 совладелец и председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов говорил о возможном инвестировании в ВСМ в зависимости от условий. Глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что компания планирует создать высокоскоростной поезд для такой магистрали в 2027 г.

В качестве одной из альтернатив магистрали Москва – Санкт-Петербург рассматривался вариант Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. Начать строительство этой ВСМ предлагалось в конце 2018 г., а закончить в 2024-м. Общая стоимость проекта оценивалась в 1,7 трлн руб. В 2019 г. он был заморожен.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает развитие сети ВСМ имиджевым и перспективным проектом. «Сейчас инвесторами осторожно готовы выступать локомотивостроительные холдинги, но уверен, как только позиция правительства будет четко видна, их количество увеличится за счет грузовладельцев», – полагает он. По его оценке, строительство ВСМ Москва – Минск займет не менее четырех лет и обойдется в сумму около 2,1 трлн руб.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что ВСМ Москва – Минск – это политический проект: Белоруссия будет все больше интегрироваться с Россией, поэтому страны нужно связывать инфраструктурой.

В то же время, по его словам, сегодня проблем с транспортной доступностью между двумя столицами нет: авиация, автомобильный и железнодорожный транспорт покрывают всю потребность в перевозках. «Часть строительства будет вестись на территории Белоруссии, значит, стоимость будет ниже, чем при строительстве по территории России, особенно если будут привлечены белорусские компании», – полагает эксперт.

Семенкин уверен, что под этот проект почти невозможно будет найти инвесторов из-за отсутствия пассажирского трафика. «Магистраль, кроме Москвы и Минска, не соединит крупных городов. Минск интересен с туристической точки зрения, но это «город одного-двух дней». Если строить трассу до Воронежа, Нижнего Новгорода или тем более до Казани, пассажиропоток был бы гораздо больше», – отмечает он.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в текущей ситуации сомнительным выглядит не только строительство ВСМ Москва – Минск, но и Москва – Санкт-Петербург. «В столицу Белоруссии целесообразно запустить полностью локализованные «Ласточки» на существующей инфраструктуре», – полагает эксперт. Он говорит, что ВСМ Москва – Санкт-Петербург стоимостью не менее 1,5 трлн руб. будет востребована только в случае, если перевозки «Сапсанами» будут свернуты и между городами резко сократится авиасообщение из-за массового выхода из эксплуатации Boeing и Airbus, чего в данный момент не предвидится.

«Ведомости» также направили вопросы в минтрансы РФ и Белоруссии, Минэкономразвития России и компанию «Белорусские железные дороги».