«Яндекс» оплатит «Билайну» роуминг для самокатов

Ежемесячное обслуживание связи всего флота самокатов может стоить компании около 3 млн рублей
Максим Стулов / Ведомости

Для запуска сервиса кикшеринга в Казахстане «Яндекс» приобрел сим-карты российского оператора «Билайн», работающие в роуминге. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Билайна» и подтвердил представитель самого «Яндекса».

«Билайн» – основной мобильный партнер шерингового сервиса компании, с начала года он поставил 50 000 сим-карт для самокатов, рассказал представитель оператора. В 2021–2022 гг. оператор поставил 20 000 сим-карт для самокатов «Яндекса». Совокупный объем сим-карт, которые закуплены «Яндексом» у «Билайна», составил 70 000.

Сколько всего из них было приобретено для Казахстана, в компаниях не уточнили. По словам представителя «Билайна», сим-карты для работы в Алма-Ате оператор поставляет интернет-компании с марта 2023 г.

Речь о специальных сим-картах для интернета вещей, продолжил представитель «Билайна». Они нужны, чтобы устройство верно считывало сигналы о начале и завершении аренды, а также для более точного определения актуальной геолокации самоката и его технического состояния, например уровня заряда аккумулятора.

Обмен технической информацией между самокатом, оператором, сервером и обратно происходит за 500 миллисекунд и таких операций происходит несколько десятков тысяч в день, объяснил руководитель направления самокатов в «Яндекс.Go» Леонид Ясиновский. Это влияет на скорость работы приложения, например на старт и завершение аренды, добавил он.

Для «Билайна» партнерство с «Яндексом» по самокатам не является эксклюзивным, но интернет-компания для оператора – «один из самых крупных заказчиков в m2m-сегменте», говорит Ясиновский. Информацию по другим клиентам, сервисам кикшеринга, он не раскрыл.

Часть сим-карт для самокатов «Яндекса» была доставлена из России в Китай, чтобы обеспечить их монтаж в самокаты уже на заводе-изготовителе, рассказал представитель «Билайна». В Казахстане есть местный мобильный оператор, работающий под брендом Beeline, но это самостоятельная компания с собственной сетью и инфраструктурой, уточнил представитель «Билайна».

Представитель «Яндекса» отказался отвечать на дополнительные вопросы «Ведомостей».

В декабре «Яндекс» представил электросамокат собственной разработки, писали «Ведомости». Тогда в планах «Яндекса» было к весне увеличить свой парк самокатов с 20 000 единиц до 70 000. Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Казани, Туле, а с марта 2023 г. – в Алма-Ате. Сколько сейчас самокатов насчитывает флот компании, представитель «Яндекса» комментировать отказался. Также он не раскрыл, сколько устройств работает в Казахстане. По словам источника «Ведомостей» в одном из кикшеринговых сервисов, казахстанский флот «Яндекса» составляет порядка 5000 устройств.

В среднем сервисы кикшеринга платят операторам около 40 руб. в месяц за обслуживание каждого устройства и, в силу того что объем передачи данных небольшой, роуминг обходится «не сильно дороже», объяснил собеседник «Ведомостей» в одном из сервисов. Поэтому компаниям проще работать с одним оператором, обеспечивающим работу инфраструктуры, чем искать локальных партнеров в разных регионах присутствия, уточнил этот собеседник. С учетом общего количества сим-карт ежемесячное обслуживание связи обходится «Яндексу» примерно в 2,8 млн руб., подсчитали «Ведомости».

Но в связи с тем, что в начале августа власти Казахстана потребовали от «Яндекса» соблюдения требований по хранению и обработке данных казахских пользователей на территории страны, «Яндексу» может потребоваться сменить оператора связи на локального, предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Яндекс» работает в Казахстане, у него там размещены серверы, и данные местных пользователей обрабатываются там. Но учитывая, что речь идет о российских сим-картах, то их данные могут передаваться и обрабатываться в России», – рассуждает он. Стоимость обслуживания российских роуминговых сим-карт в Казахстане и сим-карт местных операторов может быть сопоставима.

Всего на российском рынке электросамокатов по состоянию на январь 2023 г. насчитывается около 200 000 самокатов, оценивает Павел Францишко, консультант группы компаний Б1 (бывшая Ernst & Young). Основные игроки на этом рынке – «Юрент» и Whoosh. С 2021 г. это число выросло на 85 000 самокатов, а к 2025 г. в компании прогнозируют рост объема флота до 430 000 самокатов. К основным драйверам роста эксперт отнес рост количества активных пользователей с 15,5 млн человек в 2022 г. до 31 млн в 2025 г., а также экспансию основных операторов кикшеринга в регионы и рост среднего количества поездок на активного пользователя за сезон с семи поездок в 2022 г. до 12 поездок в 2025 г. По прогнозу экспертов Б1, в 2025–2026 гг. совокупная выручка игроков рынка кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год и достигнет отметки в 95,7 млрд руб.

Представитель Whoosh сообщил, что на данный момент флот насчитывает 133 000 электросамокатов и электровелосипедов. Часть флота ездит на «Глонасс», что дает возможности мультисим, уточнил он: подключаться к разным операторам при необходимости. Некоторые устройства работают сразу на двух сим-картах, чтобы в случае сбоев связи или других проблем устройство могло моментально переключаться на стабильную связь, добавил представитель сервиса. «Ведомости» направили запрос в «Юрент».

Представитель «Мегафона» сообщил «Ведомостям», что его сим-карты используются операторами кикшеринга как в России, так и за рубежом, но число сим-карт, а также названия сервисов-партнеров не раскрыл. «Компании увеличивают свой парк самокатов в основном в весенний период. В частности, в 2023 г. число сим-карт «Мегафона» для электросамокатов выросло почти на 40%», – отметил собеседник. Tele2 ведет сотрудничество с кикшеринговыми операторами с 2022 г., отметил представитель этого оператора. «По итогам 8 неполных месяцев 2023 г. относительно полного 2022 г. количество SIM-карт в этом сегменте выросло на 76,5%», – добавил он.

В МТС вопросы «Ведомостей» проигнорировали.