Производители молочной продукции фиксируют существенное снижение запасов

Это связано в том числе с восстановлением спроса на такие товары
Максим Стулов / Ведомости

Отраслевое объединение «Союзмолоко» (в него входит более 300 производителей и переработчиков молока) зафиксировало снижение запасов продукции на складах различных предприятий. Об этом говорится в аналитическом обзоре ассоциации за август 2023 г. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей».

В нем сказано, что запасы сливочного масла на конец июля (более свежие данные отсутствуют) были ниже на 22% (до 20 000 т) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. На конец мая разрыв был менее заметным – 12%. Сухой сыворотки у молочников осталось 18 000 т. А это на 2% меньше, чем было в июле 2022 г. Но в мае ее было на 47% больше, чем годом ранее.

Кроме того, на конец июля на складах хранилось 9700 т сухого цельного молока (СЦМ). Это столько же, сколько было в прошлом году, правда, в мае запасов такой продукции было на 29% больше. А вот запасы сухого обезжиренного молока (СОМ) за год увеличились на 12% (до 19 400 т), но в мае таких товаров было на 92% больше. Похожая ситуация складывается и с сырами. Рост запасов этого продукта на июль этого года составил 23% (до 61 200 т), тогда как двумя месяцами ранее разрыв составлял 36%.

Устойчивый рост запасов молочной продукции наблюдался весь 2022 год, он продолжался вплоть до I квартала этого года, говорит гендиректор Союзмолока Артем Белов. Так, на конец прошлого года ассоциация оценивала общий объем хранения в 1,4 млн т. Это на 40% больше, чем было в 2021 г. Такая ситуация в итоге спровоцировала падение темпов реализации сырого молока, что при росте производства привело к снижению цен на него. Так, в июле этого года стоимость этого вида сырья составила 31,4 руб. за 1 кг. А это на 15,9% ниже по сравнению с январем и на 12% – по сравнению с июлем прошлого года. Резкое падение цен на сырое молоко могло грозить снижением его производства по итогам года, жаловались молочники в марте.

Тенденцию на сокращение запасов молочной продукции на складах Союзмолоко в своем обзоре объясняет восстановлением потребительского спроса. Если потребление СОМ с января по апрель 2023 г. (более поздних данных нет) было на 5% ниже аналогичного периода прошлого года, то по итогам шести месяцев оно, наоборот, выросло на 6% год к году. Правда, абсолютные цифры ассоциация не раскрывает. Похожая ситуация и с другими молочными товарами. К примеру, спрос на сухую сыворотку с января по июнь вырос на 12%. Аналогичные цифры и по сыру. Потребление СЦМ за первые четыре месяца было на 14% ниже, чем годом ранее, к июню разрыв сократился до 7%.

Глава Sterda Consulting Алексей Груздев подтверждает такую тенденцию. По его словам, сейчас официальные данные доступны лишь на конец июля, но к середине сентября запасы сократились еще больше. На ситуацию, как указывает эксперт, повлиял еще ряд факторов. В частности, из-за жаркой погоды хороший сезон выдался у производителей мороженого. Выпуск этого вида продукции, по данным Союзмолока, за семь месяцев 2023 г. увеличился на 9% до 317 200 т.

Еще одной причиной снижения запасов такой продукции стал рост экспорта. Так, в мае стало известно, что Минсельхоз потребовал от сельхозатташе, занимающихся продвижением российской продукции на иностранных рынках, найти покупателей на сухое молоко и сыворотку. А в конце августа Белов рассказывал, что за первое полугодие внешние отгрузки по СОМ выросли на 50%, по СЦМ – на 12%. Абсолютных цифр он не раскрывал. В этот раз их также не предоставили. В Минсельхозе не ответили на вопросы «Ведомостей».

Снижение запасов уже ведет к замедлению темпов падения цен на сырое молоко, а в ряде регионов отмечаются предпосылки к их восстановлению, говорится в отчете Союзмолока. По словам Белова, за последние полтора месяца стоимость такой продукции выросла на 0,5–4 руб.

Груздев, впрочем, считает, что период турбулентности на этом рынке еще не прошел. Ситуация, по его мнению, станет понятнее лишь к концу осени, после уборки урожая. К этому времени, как указывает эксперт, фермеры поймут, что у них с объемами, качеством и себестоимостью кормов, как изменится курс рубля, нужно ли им сокращать поголовье коров или нет. Так, в Союзмолоке прогнозируют рост себестоимости производства молочной продукции к концу года на 10–17% в связи с повышением цен на дизельное топливо и корма, а также инфляцией и повышением ключевой ставки ЦБ сразу на 3,5 п. п.

Летом этого года наблюдалось снижение потребительских цен на молочную продукцию, что поддержало спрос на нее, указывает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет крупнейшие сети) Игорь Караваев. Происходило это как за счет падения стоимости сырого молока, так и за счет большого количества промоакций в торговых сетях. В итоге в апреле – марте 2023 г. производители начали увеличивать продажи такой продукции. Тогда источник в одной из компаний говорил, что до 80% товаров по отдельным категориям реализовывалось со скидками.

По данным сервиса NTech по крупнейшим федеральным сетям, доля продаж по промо молочной продукции в первом полугодии выросла с 33 до 45%. Наиболее существенный рост в натуральном выражении показали десерты (количество промо выросло на 133%), ряженка (на 96%), масложировая продукция (на 87%), кефир (на 76%) и др.

Источник в одной из торговых сетей говорит, что с октября ожидается рост цен на молочную продукцию «у большинства производителей». Он объясняет это удорожанием упаковки и ростом курса доллара. Увеличение себестоимости производства сырья и готовой продукции не может не привести к росту цен, уточняет Груздев. Но все участники рынка понимают, что потребительский спрос уперся в уровень платежеспособности населения и дальнейшее повышение цен будет приводить к сокращению объемов потребления, что уже заметно по наиболее дорогим позициям, например йогуртам и десертам.

Внешние факторы действительно влияют на себестоимость у всех участников товаропроводящей цепочки, говорит Караваев. Но и сети, и поставщики, утверждает он, будут стремиться нивелировать риски резкого роста цен.