Россия в 2023 году продала в США фанеры на $50 млн

Экспортные цены на американском рынке все еще привлекательны
Владимир Смирнов / ТАСС

Российские лесопромышленники в январе – июле 2023 г. продолжили поставлять фанеру в США, несмотря на установленный еще в прошлом году американцами заградительный уровень импортной пошлины в 50%. Как следует из данных Lesprom Analytics, с которыми ознакомились «Ведомости», за семь месяцев в Штаты из нашей страны было экспортировано 89 000 куб. м. Это на 65,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

В денежном выражении поставки год к году сократились на 76,8% до $52 млн. Средняя экспортная цена поставок на рынок США в первые семь месяцев также снизилась относительного того же периода 2022 г. – на 32% до $584/куб. м. До введения санкций из-за СВО на Украине в 2021 г. Россия занимала 5-е место по объемам поставок фанеры в США. Доля страны в общем объеме импорта составляла 7,4%. Всего за 2021 г. из России было отгружено на американский рынок 568 800 куб. м фанеры на $361,3 млн по средней цене $635/куб. м.

В январе – июле 2023 г. Россия была только на 8-м месте по объемам поставок в США. Первые строчки – за Бразилией и Испанией. Всего на экспорт из РФ за семь месяцев было продано, по данным WhatWood, 823 586 куб. м. фанеры. Производство, по данным Росстата, составило 1,88 млн куб. м.

Поставки российской фанеры в США стали сокращаться после начала СВО на Украине в феврале 2022 г., хотя Вашингтон в отличие от ЕС не вводил санкций в отношении российского лесопромышленного комплекса. Но весной 2022 г. Штаты отменили так называемый режим наибольшего благоприятствования (предоставление таможенных и налоговых льгот) в торговле с Россией и Белоруссией. В результате импортная пошлина на поставки фанеры из России выросла с нуля до 50%.

На этом фоне США за семь месяцев 2023 г. увеличили закупки фанеры из Испании: поставки выросли в 5 раз к январю – июлю 2022 г. и составили 345 700 куб. м. Крупнейшим экспортером фанеры в США осталась Бразилия: в январе – июле она поставила 393 400 куб. м. Также в пятерку крупнейших поставщиков вошли Канада (323 600 куб. м), Индонезия (266 600 куб. м) и Вьетнам (251 500 куб. м). Общий импорт фанеры в США за этот период снизился почти на 50% до 2,4 млн куб. м.

«Ведомости» направили запросы крупнейшим российским производителям фанеры.

В сентябре этого года «Вологодские лесопромышленники» и Череповецкий фанерно-мебельный комбинат запустят крупнейший в России завод по производству фанеры «Плитвуд» мощностью до 180 000 куб. м в год. Гендиректор «Плитвуда» Дмитрий Зачко сказал «Ведомостям», что уже есть договоренности о поставках фанеры на Ближний Восток, в Северную Африку, Юго-Восточную Азию, СНГ. В США, по его словам, поставок не планируется.

Консультант WhatWood Игорь Новоселов подтвердил, что российские лесопромышленники продолжают экспортировать фанеру в США. По его данным, сейчас в эту страну поставляют фанеру около 30 компаний, в основном крупные производители. Эксперт практики ЛПК Strategy Partners Константин Агапов добавляет, что больше всего отгрузок идет из Архангельской и Ленинградской областей за счет их выгодного расположения с точки зрения логистики. Он поясняет, что фанера российского производства всегда была востребована в США благодаря своим «особым характеристикам» – например, плотности, которая отличает ее от азиатской продукции.

Повышение импортной пошлины на российскую фанеру в США действительно повлияло на объемы поставок, но экспортная цена все еще остается конкурентной по сравнению с внутренним рынком России (25 000–30 000 руб./куб. м) и основными регионами экспорта, такими как Ближний Восток и СНГ ($300–350/куб. м), добавляет Агапов. «Ослабление рубля также повышает интерес к этому рынку, но покупатели в США быстро адаптируются и продолжат снижать цену в долларах», – отмечает аналитик. Новоселов добавляет, что кроме увеличения пошлин на объемы поставок повлияло ухудшение логистики – сокращение количества морских линий, которые работают в России, а также удорожание фрахта.