Российские аэропортовые холдинги не хотят восстанавливать аэропорт Сухума

Инвестиции в аэропорт столкнутся с экономическими и геополитическими рисками
Александр Леплер / Wikimedia

Крупные российские аэропортовые холдинги «Аэропорты регионов», «Аэродинамика» и «Новапорт», а также московские «Шереметьево» и «Внуково» отказались участвовать в реконструкции аэропорта столицы Абхазии Сухума. Об этом сообщили «Ведомостям» их представители и близкие к ним источники.

В пресс-службах аэропортов «Домодедово» и «Внуково» не ответили на запросы. Но отказ «Внуково» от участия подтверждает близкий к аэропорту высокопоставленный источник. Собеседники «Ведомостей» в аэропортовых холдингах поясняют, что пока нет понимания возможного пассажиропотока в Сухум. Не ясно, какие авиакомпании решатся летать в непризнанную республику (Абхазию кроме РФ признает лишь несколько государств. – «Ведомости»), добавляет один из собеседников. Другой указывает на сложности с доставкой стройматериалов для этого проекта, поскольку в Абхазии они не производятся.

Аэропорт, не дождавшийся «Бурана»

Единственный в Абхазии аэропорт, имеющий статус международного, не работает со времен грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. В 2021 г. российские военные саперы провели его обследование и разминирование. В аэропорту находится одна из самых длинных взлетно-посадочных полос (ВПП) на территории бывшего СССР: в 1980-е гг. она была удлинена до 3,64 км под прием многоразового космического корабля «Буран».

Власти Абхазии прорабатывают привлечение профильного инвестора для сухумского аэропорта уже несколько лет. В апреле источники «Ведомостей» говорили, что конкурс на выбор инвестора планируется провести «в ближайшие месяцы».

Согласно условиям конкурса на реконструкцию сухумского аэропорта, с его победителем будет заключено соглашение о государственно-частном партнерстве сроком на 49 лет. Аэропорт должен начать обслуживать регулярные рейсы не позже 31 марта 2025 г., первый технический рейс на сертифицированный аэродром должен быть совершен до 31 декабря 2024 г. Планируемая пропускная способность аэропорта – 400 пассажиров в час (по 200 на прилет и на вылет), длина ВПП – 2370 м. Инвестор должен будет вложить в реконструкцию не менее 8 млрд руб.

Ранее Минэкономразвития России в рамках реализации межправсоглашения с Абхазией разработало требования для допуска российских участников к конкурсу по реконструкции аэропорта в Сухуме.

В частности, они обязаны иметь собственные средства (собственный капитал и резервы) в размере не менее 1 млрд руб. на конец каждого из двух последних завершенных финансовых периодов, выручку не менее 2 млрд руб. в год и балансовую стоимость активов не менее 3 млрд руб. Кроме того, у претендента должен быть опыт эксплуатации в последние три года хотя бы одного аэропорта со среднегодовым пассажиропотоком не менее 1 млн человек.

Уравнение с двумя неизвестными

Эти ограничения, как следует из конкурсной документации, не распространяются на российские крупные аэропортовые холдинги («Аэропорты регионов», «Аэродинамика» и «Новапорт»), большую тройку столичных аэропортов («Домодедово», «Шереметьево», «Внуково») и две компании, ранее не замеченные в аэропортовом бизнесе, – «Дарт» и «Инфраструктурное развитие». 

АО «Дарт» с уставным капиталом 10 000 руб. зарегистрировано в Москве, в 3-м Сыромятническом переулке, следует из данных СПАРК. В штате компании один человек, в 2022 г. она получила 1,9 млн руб. чистого убытка по РСБУ (выручка не указана). Совладельцы компании не раскрываются.

ООО «Инфраструктурное развитие» зарегистрировано в Москве в жилом доме на Космодамианской набережной. Компания создана 10 июля 2023 г. Ее возглавляет Сергей Грибков, ранее работавший в управляющей компании Airport Management Company Limited, связанной со структурами аэропорта «Домодедово» Domodedovo Asset Management и «Домодедово паркинг».

Единственным собственником «Инфраструктурного развития», по данным СПАРК, числится Рашид Рашидович Нургалиев. Это полный тезка одного из сыновей бывшего главы МВД России Рашида Нургалиева, теперь занимающего пост первого заместителя секретаря Совета безопасности РФ. Рашид Нургалиев-старший регулярно проводит рабочие встречи с политическим руководством Абхазии. В частности, в феврале, как сообщал ТАСС, он принимал в Москве президента республики Аслана Бжанию.

Согласно СПАРК, Рашид Рашидович Нургалиев также владеет долями в компаниях «Экоструктура» (85%) и «Базис» (33%) и возглавляет Российское экологическое движение. В январе 2020 г. агентство Regnum писало о том, что председателем Российского экологического движения стал сын Нургалиева-старшего. «Ведомости» связались с «Экоструктурой» и передали вопросы ее собственнику, а также направили запрос в Российское экологическое движение.

Представитель Минэкономразвития отказался раскрыть данные об участниках, подавших заявки на конкурс, поскольку «это не предусмотрено правилами рассмотрения». Заявки принимались до 15 сентября. «После заключения Минэкономразвития и Росавиации заявки будут вынесены на заседание комиссии: присваиваются баллы, отбираются лучшие предложения. Далее кандидатура российского юрлица, предоставившего лучшее предложение, представляется на утверждение сопредседателям межправкомиссии России и Абхазии», – пояснил механизм отбора собеседник. По его словам, инвестор должен быть утвержден до конца сентября.

«Ведомости» также направили запросы в Минтранс России, правительство Абхазии и крупные российские авиакомпании.

Геополитический контекст

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов указывает, что поиск инвестора через процедуру отбора, одобренную межправсоглашением, является законным в российском и абхазском правовом поле. Он не исключил, что Грузия, которая не признает независимость Абхазии и считает ее своей территорией, «может выступить с заявлениями, направленными на недопустимость данного проекта». Он также предположил, что реконструкция аэропорта приведет к ухудшению политических и дипломатических отношений Грузии и России.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что «в отрыве от политического контекста» у Абхазии очень большой туристический потенциал. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрия Горина, Абхазия входит в пятерку самых популярных зарубежных направлений у российских туристов, уступая только Турции, ОАЭ, Таиланду и Египту. «На республику работают близость расположения этой страны по сравнению с конкурентами и более доступная по сравнению с Краснодарским краем цена размещения: Абхазия, как правило, дешевле на 15–20%. Позитивную роль играет также возможность въезда в эту страну по российскому паспорту», – перечисляет эксперт.

После начала СВО на Украине часть аэропортов приграничных регионов России были закрыты из соображений безопасности. В частности, долететь до черноморских курортов можно лишь через сочинский аэропорт Адлер, расположенный вблизи границы с Абхазией. Для трансфера туристов в эту республику РЖД еще в начале июня запустила скоростные электропоезда «Ласточка» между Сочи и Гагрой.

По подсчетам РСТ, по итогам года Абхазия примет около 1,2 млн российских туристов. Для сравнения: курорты Краснодарского края примут около 17 млн человек, Турция – более 5 млн человек, Таиланд – свыше 1,5 млн человек. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (учитывает все пересечения границы гражданами России), число выезжающих в Абхазию стабильно растет с 2020 г., когда из-за пандемии показатель резко просел до 2,8 млн с 4,8 млн в 2019 г. В 2021 г. границу пересекло 5,2 млн человек, в 2022 г. – 5,4 млн человек, за январь – июнь 2023 г. – 2,1 млн человек, что на 8,2% больше, чем за первое полугодие 2022 г.

При этом Ланецкий считает маловероятным открытие аэропорта в Сухуме в ближайшие пять лет. «Российские компании могут восстановить этот аэропорт так же, как был восстановлен аэропорт Симферополя в Крыму (там новый терминал заработал в апреле 2018 г. – через четыре года после возвращения Крыма в Россию. – «Ведомости»). Но это будет противоречить международному праву, сильно усложнит недавно улучшившиеся отношения с Грузией и даже может спровоцировать силовой ответ», – опасается он.