США приостановили санкции против нефтегазового сектора Венесуэлы

Это может сдержать рост мировых цен на нефть до конца года
YURI CORTEZ / AFP

Управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) 19 октября (18 октября по восточному североамериканскому времени) выдало четыре генеральные лицензии, приостановившие действие части санкций в отношении Венесуэлы, в том числе касающихся ее нефтегазового и золотодобывающего секторов. Как следует из сообщения минфина, это сделано в ответ на подписание 17 октября соглашения о дорожной карте выборов 2024  г. между оппозиционной «Унитарной платформой Венесуэлы» и представителями венесуэльского лидера Николаса Мадуро, которого Вашингтон с 2019 г. не признает легитимным президентом страны.

США на шесть месяцев разрешили операции с участием нефтегазового сектора Венесуэлы, лицензия будет продлена «только в том случае, если Венесуэла выполнит свои обязательства в соответствии с дорожной картой выборов, а также обязательства в отношении тех, кто незаконно задержан».

Минфин США внес изменения еще в две генлицензии, снимающие запрет на обращение на вторичном рынке некоторых суверенных облигаций Венесуэлы, долговых обязательств и акций венесуэльской нефтегазовой госкомпании PdVSA. Это, по мнению Вашингтона, «будет иметь положительный эффект в виде вытеснения гнусных игроков на этом рынке и с незначительной финансовой выгодой для венесуэльского режима». Запрет на продажу бондов Венесуэлы на первичном рынке сохранился.

Политический торг

Смягчение ограничений было условием, выдвинутым Мадуро в апреле для возобновления переговоров с оппозицией. Он требовал также создания фонда под управлением ООН из части замороженных на Западе венесуэльских активов фонда в размере $3,2 млрд. Средства должны были пойти на гуманитарные и социальные нужды Венесуэлы, которая находится в глубоком экономическом кризисе с 2019 г.

Профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец напоминает, что соглашения между Мадуро и оппозицией заключены при посредничестве Норвегии и отчасти с организационной помощью Кубы и даже России, так что Москва знала часть деталей. США хотят подстегнуть выполнение соглашений смягчением санкций, что подчеркивается временным характером послаблений: американцы надеются увидеть результат, учитывая, что смягчение – на полгода, а выборы – через год, говорит Хейфец.

Внутри Венесуэлы сейчас наблюдаются серьезные политические процессы: 22 октября должны пройти праймериз оппозиции, на которых должен быть выдвинут единый кандидат – соперник Мадуро на выборах 2024 г. Ситуацию усложняет то, что заметные оппозиционеры лишены права занимать госдолжности, хотя и могут на них выдвигаться, поясняет и. о. директора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. При этом Хейфец напоминает, что Мадуро против участия в выборах на данный момент одного из самых популярных оппозиционных политиков – Марии Корины Мачадо, а именно она, скорее всего, и выиграет праймериз. Мачадо также лишена возможности занимать госдолжности по решению суда.

По словам Розенталя, для Мадуро важно преодолеть экономико-политический кризис, чему мешают главным образом американские санкции. А для Белого дома задачей является «устранение» антагонистов в Западном полушарии, смягчив конфронтацию с Венесуэлой и даже перетянув ее на свою сторону, считает ученый. «Но как обеспечить выполнение договоренностей со стороны Мадуро и проведение выборов с международными наблюдателями, непонятно. Более того, и сам Мадуро не слишком доверяет американцам, так что с уверенностью говорить о продлении генлицензий через полгода пока нельзя», – считает Розенталь.

Как вводили санкции

США начали вводить первые санкции против Венесуэлы еще в 2005–2006 гг. Но существенное давление началось в 2014 г. и достигло пика в 2019 г. Тогда санкции были введены США, ЕС и частью стран Латинской Америки после политического кризиса в Венесуэле, сопровождавшегося массовыми манифестациями и столкновениями с человеческими жертвами. Оппозиционная Национальная ассамблея не признала результаты выборов 2018 г., на которых победил Мадуро, и выдвинула Хуана Гуайдо на пост президента, учредив альтернативное правительство. Гуайдо признали президентом в США, ЕС, Великобритании и ряде других стран, в то время как Россия, Китай, Турция и Куба продолжили считать легитимным Мадуро.

Санкции запрещают покупать нефть у PdVSA, и компании из ряда стран прекратили с ней сотрудничество. В августе 2019 г. президент США Дональд Трамп приказал арестовать все активы Венесуэлы на территории США.

31 декабря 2022 г. венесуэльская оппозиция упразднила правительство Гуайдо. Это произошло после того, как США в ноябре того же года смягчили санкции и разрешили американской компании Chevron добывать в Венесуэле нефть.

Венесуэла обладает одними из крупнейших запасов нефти и газа в мире и ранее являлась крупным экспортером. По данным BP за 2020 г., доказанные запасы нефти в республике составляли 48 млрд т (17,5% мировых запасов, 1-е место в мире), газа – 221,1 трлн куб. м (3,3%, 6-е место после России, Ирана, Катара, Туркмении и США).

В результате санкций США добыча нефти в стране резко снизилась. В 2013 г., по данным Международного энергетического агентства (МЭА), она составляла 2,5 млн барр./сутки, а в 2020 г. – только 530 000 барр./сутки. Лишь затем добыча перешла к росту: в 2021 г. производилось 610 000 барр./сутки, в 2022 г. добыча достигла 700 000 барр./сутки.

В 2023 г. в I квартале Венесуэла добывала 710 000 барр./сутки, во втором – 790 000 барр./сутки, в третьем – 800 000 барр./сутки. Но в сентябре, согласно последним данным МЭА, добыча немного снизилась до 780 000 барр./сутки.

До ужесточения санкций примерно 50% нефти республика поставляла в США. После усиления ограничений Венесуэла частично переориентировала поставки на другие рынки, продавая сырье со скидкой через посредников.

Цены на нефть отреагировали на сообщение минфина США несущественным падением. Стоимость декабрьских фьючерсов на Brent на бирже ICE снизилась примерно на 1% до $90,6/барр. Ноябрьские фьючерсы на американскую нефть WTI подешевели также на 1% до $87,4/барр. Максимально в ходе торгов цены снижались на 2% до $89,6 за баррель Brent и на 1,2% до $87,2 за баррель WTI.

Надежды на рост добычи

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что принятые минфином США меры де-факто означают ликвидацию ключевых ограничений на развитие нефтегазовой отрасли Венесуэлы. Несмотря на прошлогоднее смягчение санкций, страна до сих пор имела право поставлять нефть только в США. Аналитик ФГ «Финам» Оксана Лукичева отмечает, что смягчение санкций позволит PdVSA возобновить работу и свободную продажу нефти на мировом рынке. Это также упростит привлечение капитала, импорт буровых установок, ремонты на НПЗ и реализацию новых проектов.

По оценке Родионова, фактическое снятие ограничений может привести к более чем двукратному приросту добычи в Венесуэле до 1,64 млн барр./сутки – уровня, на котором добыча находилась в 2018 г. Но для возвращения добычи к рекордным уровням конца 1990-х гг. (более 3 млн барр./сутки) Венесуэле потребуется около 10 лет из-за длительного недоинвестирования в нефтедобывающую отрасль, говорит Родионов. По его мнению, снятие санкций окажет серьезное воздействие на мировой нефтяной рынок только в том случае, если будет долговременным.

Аналитик ИК «Велес капитал» Елена Кожухова считает, что в перспективе ближайших месяцев ослабление санкций будет иметь «сдержанный эффект» на мировой рынок нефти. По ее оценке, Каракас сможет нарастить добычу не более чем на 200 000 барр./сутки. Лукичева прогнозирует схожий уровень прироста добычи: «Около 200 000 барр./сутки в ближайший год».

Чтобы повысить добычу дальше, нужны уже «миллиардные» инвестиции на восстановление и модернизацию предприятий ТЭКа страны, которые отдельные компании дать вряд ли смогут и для которых нужно скоординированное международное участие, считает Розенталь. Хейфец согласен с этой оценкой: «Чтобы выйти за миллион баррелей [в сутки], нужны десятки миллиардов долларов вложений в модернизацию».

Что грозит российской нефти

С марта 2022 г., когда перед США встала задача попытаться заменить поставки российской нефти на американский рынок на фоне ситуации на Украине, продолжается торг между Вашингтоном и Каракасом, напоминает Розенталь. Несмотря на некоторые успехи в диалоге, объемы нефти, поступившие от Венесуэлы, пока невелики, продолжает он: если Россия поставляла в США 300 000–400 000 барр./сутки, то Венесуэла теоретически может при умеренных инвестициях нарастить производство на эту величину, но пока этого сделать не удалось.

По мнению Хейфеца, заинтересованность США в смягчении санкций может объясняться тем, что в Вашингтоне хотят попадания дополнительных, пусть и незначительных, объемов венесуэльской нефти на американский рынок. Ожидание даже незначительных объемов, по его мнению, может охладить цены на топливо, а это важно как часть социальной повестки в канун уже американских президентских выборов 2024 г.

Венесуэла преимущественно поставляет на рынок тяжелую нефть, которая частично сходна по характеристикам с российской. По мнению Лукичевой, венесуэльская нефть в основном будет использоваться американскими НПЗ Мексиканского залива, которые страдают от дефицита тяжелой нефти после эмбарго на поставки из России. До 2016 г. эти НПЗ активно использовали нефть из Венесуэлы, потом переключились на российские поставки, а сейчас используют тяжелые сорта из Канады, напоминает она.

«Конкуренцию российской нефти в Индии и Китае (именно на эти рынки с 2022 г. перенаправляется большая часть поставок из нашей страны. – «Ведомости») нефть из Венесуэлы не составит, по крайней мере в следующие пару лет», – уверена Лукичева.

Что будет с ценой барреля

По мнению Кожуховой, поставки нефти из Венесуэлы помогут лишь немного сгладить потенциальный «бычий» эффект на нефтяные цены – в случае усиления напряженности на Ближнем Востоке и вмешательства в ситуацию в регионе Ирана с последующим ужесточением санкций против него. Родионов считает, что в краткосрочной перспективе решения минфина США станут еще одной причиной того, что цены на нефть не смогут преодолеть отметку в $100/барр. до конца 2023 г.

По прогнозу Лукичевой, из-за усиления геополитических рисков и ожидаемого небольшого роста потребления в последние месяцы года цены на нефть до конца года будут находиться в пределах $84–97 за баррель. В 2024 г. среднегодовая стоимость сорта Brent, по ее прогнозу, может составить $96/барр., а ценовой диапазон – $88–102/барр.