Почему дешевеет Brent

Война на Ближнем Востоке уже не пугает рынок так, как риск рецессии в экономике
Dado Ruvic / REUTERS

Стоимость фьючерса на нефть Brent с поставкой в январе с середины октября по 8 ноября на бирже ICE снизилась на 13% и составила $81/барр. Показатель стал минимальным с конца июля этого года. 7 ноября баррель Brent потерял сразу 4,2% в сравнении с закрытием сессии предыдущего дня, упав до $81,6/барр. 

По данным ICE, декабрьские фьючерсы на американскую нефть WTI снизились еще сильнее – на 13,3% с середины октября и 8 ноября торговались по $76,6/барр. 

Но еще в середине октября эксперты ожидали, что цены на нефть могут пойти вверх из-за палестино-израильского конфликта, начавшегося 7 октября. «Резкая эскалация геополитических рисков на Ближнем Востоке, в регионе, на который приходится более трети мировой морской торговли нефтью, держит рынки в напряжении», – говорится в ежемесячном докладе Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном 12 октября. По оценке агентства, из-за обострения конфликта между Израилем и сектором Газа трейдеры установили премию за риск в $3-4/барр. к цене нефти. МЭА считало, что рынки будут чувствовать себя «как на иголках» до завершения кризиса.

Как развивалась война между «Хамасом» и Израилем

7 октября палестинская группировка «Хамас», которой принадлежит власть в секторе Газа, атаковала южные районы Израиля, после чего Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала бомбардировку палестинского анклава. В ходе нападения «Хамаса» погибли 1400 человек, более 200 были взяты в заложники. По последним данным, в результате ответных ударов Израиля по сектору Газа погибло около 10 000 человек, в том числе более 4100 детей.

В ежемесячном докладе минэнерго США в октябре также отмечалось, что ситуация на Ближнем Востоке не повлияла на физические рынки нефти, но «увеличила вероятность перебоев» с поставками и риски повышения цен на нефть. 

Вице-премьер РФ Александр Новак также говорил в середине октября в ходе форума «Российская энергетическая неделя» в Москве, что цены, которые складываются на мировых нефтяных рынках, – это «объективная оценка рисков», в том числе связанных с конфликтом между Израилем и сектором Газа. В свою очередь российский министр энергетики Николай Шульгинов отмечал в интервью «России 24», что страны ОПЕК+, в которую входит Россия, смогут сбалансировать рынок нефти в случае усугубления конфликта в регионе. 

Но затем рынок счел, что опасения по поводу разрастания ближневосточного конфликта были переоценены, следует из комментариев аналитиков «Ведомостям». Один из факторов текущего снижения нефтяных котировок – это снижение премии за риск, считает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. По его мнению, становится все более маловероятно, что конфликт на Ближнем Востоке «обострится до такой степени, что в него будут вовлечены нефтедобывающие страны региона».

На этом фоне участники нефтяного рынка возвращаются к оценке влияния других факторов, в том числе баланса спроса и предложения, добавляет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, сейчас в цену нефти закладывается ожидание рецессии в мировой экономике, потому что на фоне высокой инфляции ЕЦБ или ФРС США могут повысить ставки, что приведет к снижению спроса на нефть. 

Институт нефти США (API) опубликовал 7 ноября данные о резком увеличении коммерческих запасов нефти на 11,9 млн барр., обращает внимание Смит. По прогнозам аналитика, котировки Brent могут упасть ниже $80/барр. В IV квартале 2023 г. они будут находиться в районе $85/барр. «плюс-минус $7,5» в ту или другую сторону.

Юшков ожидает, что в декабре 2023 г. дефицит предложения нефти на рынке может вновь стать важным фактором, влияющим на котировки, в результате чего стоимость Brent вернется в диапазон $85-90/барр. Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова также ожидает возвращения цен в диапазон $85-90/барр. В случае эскалации ближневосточного конфликта котировки могут вырасти еще сильнее, уточняет она.