«Азбука вкуса» займется производством овощей под собственным брендом

Из российских ритейлеров свои овощи выращивает только «Магнит»
«Азбука вкуса»

«Азбука вкуса» вырастила первый урожай картофеля, который поступит в продажу в магазины сети под брендом «Мосальский огород», сообщил «Ведомостям» представитель ритейлера. У компании с 2013 г. есть своя ферма в Мосальске (Калужская обл.), до сих пор здесь выращивали только бычков породы Black Angus и овощи для нужд фабрики-кухни «Азбуки вкуса». Теперь посевные площади на ферме расширены в 1,5 раза (до 60 га). В следующем году под брендом «Мосальский огород» также начнутся продажи капусты, кабачков и тыквы с фермы в Мосальске. Все овощи будут произведены без использования минеральных удобрений, подчеркивают в компании. Объем инвестиций в проект и размер урожая «Азбука вкуса» не раскрывает.

«Азбука вкуса» – российская розничная компания: 170 магазинов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, интернет-магазин av.ru, свое кулинарное производство и СТМ, ресторан «АВ Гранд-кафе». По данным компании, 25,7% долей компании принадлежит Максиму Кощеенко, 17,2% – Олегу Лыткину, 39,6% – инвестфондам Invest AG и Millhouse, 3,1% – менеджменту и 14,4% – прочим миноритариям. Выручка составила 77,2 млрд руб. в 2022 г.

Расширить собственное производство овощей – стратегически верное решение для «Азбуки вкуса», считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Как правило, российские ритейлеры ограниченно идут в вертикальную интеграцию, подчеркивает эксперт: многие ритейлеры выросли из дистрибуторских компаний и собственное производство не стало для них мейнстримом. Если производишь что-то сам, это должно быть лучше, чем у поставщиков, или очень премиально – или ты проиграешь в конкурентной борьбе, объясняет Бурмистров. То есть ритейлер при наличии своего производства становится конкурентом поставщикам, а российские ритейлеры предпочитают более классическую модель, где ритейл – партнер поставщиков и избегает конкуренции с ними, резюмирует эксперт. Единственное исключение – сеть «Магнит», которая оперирует тремя тепличными комплексами в Краснодарском крае и Белгородской области, а площадь выращивания овощей на собственных предприятиях, по данным компании, составляет свыше 4600 га. Кроме того, «Магнит» выращивает грибы в собственном грибном комплексе. Собственные томаты и огурцы занимают долю примерно в 20% в продажах розничной сети, грибы – около 45%.

Ферма «Азбуки вкуса» в Калужской области – более локальная история, подчеркивает Бурмистров. Проект позволяет дать клиентам некий премиальный продукт, а это важная часть бренда сети, отмечает Бурмистров. При этом полностью замещать фермерскую продукцию на полках ритейлер не собирается. Фермерское направление остается одним из фокусных для компании, сейчас доля фермерской продукции в товарообороте составляет уже порядка 5%, или более 60 наименований овощей и фруктов, говорит представитель «Азбуки вкуса».