Чейз Кэри: «Нам бы хотелось, чтобы владение командой было хорошим бизнесом»

Чейз Кэри, неделю назад возглавивший Formula 1, обещает гонкам «честный баланс соперников» и мечтает сделать их более прибыльными, масштабными и праздничными
Гендиректор и председатель совета директоров Formula 1 Чейз Кэри
Гендиректор и председатель совета директоров Formula 1 Чейз Кэри / Brian Snyder / REUTERS

«Жду, пока состарюсь, чтобы передать дела преемнику», – говорил в интервью «Ведомостям» в октябре 2015 г. 85-летний Берни Экклстоун, на протяжении 40 лет руководивший самой престижной автогоночной серией в мире – Formula 1 (F1). В январе этого года компанию Formula One Group, в том числе принадлежащие Экклстоуну и его семье 15%, купил холдинг Liberty Media. Экклстоун станет почетным председателем, а гендиректором официально утвержден Чейз Кэри, бывший вице-президент медиакомпании 21st Century Fox. Кэри не преемник Экклстоуна (замкнувшего все бизнес-процессы F1 на себя, чем вызывал раздражение компаний-участников и спонсоров соревнований) и делать бизнес собирается совершенно иначе. «Берни вел шоу одного актера, – сказал Кэри в интервью АР. – Я не собираюсь возглавлять шоу одного актера».

«Последние 4–5 лет F1 практически не развивалась так, как позволял ее потенциал. И у нас есть возможность развивать этот спорт в новом, интересном направлении», – сказал Кэри в программе Squawk Box на CNBC 23 января, меньше чем через 24 часа после официального назначения. «С Чейзом все банально, – рассказывал The New York Times Дерек Чан, исполнительный вице-президент американской телерадиовещательной компании DirecTV, которую некогда возглавлял Кэри. – Он не занимается микроменеджментом. Ты приходишь в компанию и делаешь свою работу или лишаешься ее».

Откуда у Кэри такие усы

Кэри родился в 1954 г. в зажиточной американской семье – его отец был топ-менеджером в пищевой промышленности. При рождении его нарекли Чарльзом, и до сих пор это имя стоит во всех документах. Но Кэри просит называть себя Чейзом.

Кэри изучал математику и экономику в нью-йоркском Университете Колгейт, но спорт был его настоящей страстью. В университете он играл в регби, известен как ярый болельщик бейсбольных команд New York Yankees и San Francisco Giants. Даже вместо офисного кресла он установил сиденье со старого стадиона команды New York Yankees (новый открыт в 2009 г. через дорогу от старого), писала The Wall Street Journal (WSJ).

Выдающиеся усы Кэри тоже косвенным образом связаны со спортом. Как-то они с приятелем мчались на машине на матч в Университет Колгейт. Произошло ДТП. Водитель погиб, а Кэри вылетел через ветровое стекло. У него оказалась изуродованной верхняя губа, чтобы скрыть это, он отпустил усы, пишет The New York Times.

Продолжив образование в Гарварде, Кэри получил диплом МВА. Затем устроился на работу в Columbia Pictures, где стал оттачивать навыки переговоров: он занимался продажей фильмов студии активно развивающейся отрасли кабельного телевидения, пишет Financial Times (FT). В 1988 г. он перешел в News Corp, где привлек внимание Руперта Мердока и стал его правой рукой.

Как Кэри потратил $1,6 млрд, чтобы получить $20

В 1993 г. Мердок и Кэри поспорили на $20, что последний не сможет выкупить у Национальной футбольной лиги (NFL) права на показ матчей американского футбола, рассказывает The New York Times. Контракт с NFL был у CBS, уже 38 лет транслировавшей матчи. А принадлежащий News Corp телеканал Fox специализировался на сериалах вроде «Симпсонов» и «Беверли-Хиллз 90210». NFL уже дважды к тому времени успела отказать Мердоку.

Тогда Кэри принес Мердоку график, показывающий, сколько различные телекомпании платят за права на трансляцию футбольных матчей, пишет WSJ. «Ну и где тут сделка, которую мы собираемся совершить?» – спросил Мердок, вглядываясь в бумагу. Кэри спокойно ответил, что ее тут нет, но он хотел бы потратить почти $1,6 млрд. Если эту цифру включить в график, траты конкурентов невозможно станет разглядеть невооруженным глазом. Мердок дал добро. NFL не устояла перед предложенной суммой и отказала CBS. Мердок заплатил Кэри $20, и тот стал развивать спортивное вещание. Но не только. Кэри участвовал в запуске таких каналов, как FX, Fox News и The National Geographic Channel. Раскручивая Fox News, он удивил рынок, в 1996 г. предложив кабельным операторам $10 за каждого зрителя, который подпишется на этот канал, пишет WSJ. «Никто никогда не слыхал о подобном шаге, – вспоминал на страницах этого издания гендиректор Comcast Брайан Робертс. – Чейз – тот, кто привел Fox News в каждый дом. Он изменил ход истории».

Но Кэри не только давал, но и брал. Он сумел убедить кабельных операторов, что они должны выплачивать сбор за ретрансляцию телеканала, который и так был доступен в эфире бесплатно, пишет FT. Автор этой идеи – президент CBS Лесли Мунвес, но Чейз в случае с телеканалом Fox первым сумел извлечь из нее существенную прибыль, а потом его примеру последовали другие.

«Два десятилетия Кэри менял правила игры, – восхищался на страницах The New York Times Пол Таглиабю, который участвовал в переговорах на стороне NFL. – Он не повышает голос. Никаких эмоциональных выступлений. Он всегда обманчиво спокоен». Один из топ-менеджеров Fox охарактеризовал WSJ стиль переговоров Кэри как «пленных не брать». Он умеет быть очень жестким и готов идти на крайние меры. FT вспоминает, как Кэри добивался от кабельных операторов повышения оплаты за право трансляции его телеканалов. Руководство Cablevision в Нью-Йорке оказалось крайне несговорчивым. Тогда в октябре 2010 г. Кэри распорядился два матча Главной лиги бейсбола пустить по этому кабельному телевидению с темным экраном. Третьего раза не потребовалось – его условия приняли.

Пиво и картошка фри

News Corp напоминает средневековый двор, где придворные стараются угадать желания капризного короля, а многочисленные принцы то попадают в немилость, то оказываются осыпаны почестями, писала FT. Кэри выделялся на этом фоне. «Чейз принадлежит к бесстрашным людям, – говорил The New York Times сооснователь Creative Artists Agency Майкл Овитц. – Он говорит [Мердоку]: «Это для вас хорошо. А это – плохо». Нелегко так себя вести, имея дело с основателем и патриархом группы».

При этом Кэри – полная противоположность Мердоку, отмечает The New York Times. Ему не нравится быть в центре внимания, тогда как Мердок любит публичность; он сторонник всего американского, тогда как Мердок – космополит (будучи в Гонконге, вместо знакомства с местным колоритом Кэри потащил коллег в спортбар, приводит пример издание); он аполитичен, тогда как Мердок не скрывает консервативных убеждений. «У каждого провидца три хорошие идеи приходятся на 40 плохих, так что нужны сдержки и противовесы», – рассказывал The New York Times Грег Натансон, экс-президент Fox Television Stations, почему Мердоку не обойтись без Кэри. «Он влиял на принятие оперативных решений в News Corp больше, чем кто-либо иной, за исключением Руперта [Мердока]», – говорил The New York Times Майкл Натансон, аналитик Nomura Securities.

В августе 2011 г. Мердок сказал журналистам, что в случае необходимости Кэри займет пост гендиректора группы: «Чейз – мой партнер, если со мной что-то случится, уверен, он немедленно примет бразды правления» (цитата по The New York Times). Он не раз называл Кэри партнером, другом и одним из самых доверенных советников, пишет FT.

Пиком карьеры Кэри стал пост президента и операционного директора 21st Century Fox, выделившегося в 2013 г. из News Corp медиахолдинга, – в него вошел теле- и кинобизнес. Газетное и издательское дело осталось в News Corp. Кэри был доволен. Он, как и дети Мердока, не разделял страсти основателя корпорации к газетному бизнесу, пишет The New York Times. «Он ненавидит политику. Он считал, что News Corp должна быть спортивным и развлекательным бизнесом», – рассказал изданию один из топ-менеджеров корпорации.

Может быть, из-за спортивных пристрастий Кэри его любимый напиток не изысканное вино, а пиво Budweiser. А любимая еда, которую ему регулярно доставляли в офис, – гамбургеры и жареная картошка. «У него была самая роскошная машина из тех, что позволены корпоративными правилами топ-менеджменту», – рассказывали источники The New York Times. Но отправлялся домой он, как правило, на электричке, захватив с собой бутылочку пива.

Он с головой погружен в дело и почти не болтает на отвлеченные темы, делая исключения разве что для спорта, удивлялись коллеги. У Кэри есть жена, дочь и сын, но многие узнали об этом, только увидев поздравительные открытки на Рождество. «Мы говорили о детях Мердока больше, чем о наших собственных», – вспоминал в разговоре с The New York Times один из топ-менеджеров, тесно работавший с Кэри.

Формула неравенства

На F1 царит потрясающее неравенство, пишет интернет-издание Motorsport.com. Ряд команд, не набрав ни единого очка в Кубке конструкторов, получат больше призовых денег, нежели большинство их соперников, – даже если кому-то из них удастся победить в чемпионате. Дело в том, что в 2012 г. команды не смогли заключить Договор согласия – документ, в котором прописаны права и обязанности всех участников F1. Подписи под ним поставили только организатор гонок – Международная автомобильная федерация (FIA) и владелец прав на трансляцию – Formula One Management (FOM). Экклстоун принялся договариваться с каждой командой по отдельности. Лидерам он предложил лучшие условия, остальных поставил перед выбором: подписывать контракт в его редакции или же уходить из гонок. В итоге, по данным Motorsport.com, команды Mercedes, Red Bull, McLaren, Williams и Renault получают бонусы просто за то, что они есть. Для Mercedes и Red Bull они могут составлять 55–60 млн фунтов за сезон, а для Ferrari – за «историческую значимость» – около 80 млн. Из-за этого в лидерах ходят одни и те же команды, а новичкам и командам второго эшелона нужны огромные финансовые вливания, чтобы бросить им вызов. Изменить ситуацию трудно. С 2013 г. все изменения в регламенте должны получить одобрение Стратегической группы. В нее входят FIA, FOM, пять лидеров F1 – Mercedes, Red Bull, Ferrari, McLaren и Williams – и самая сильная из остальных команд Force India. Мнения других участников гонок в расчет не принимаются, сожалеет Motorsport.com.

Знакомство с Мэлоуном

Кэри был наставником сыновей Мердока, писала WSJ. Несколько лет подряд он брал Джеймса и Лахлана Мердоков на все переговоры, от дистрибуторов до спортивных лиг, чтобы подготовить их к управлению 21st Century Fox. 1 июля 2015 г. Руперт Мердок отдал управление компанией сыновьям. Сам он оставался сопредседателем совета директоров, а 61-летний Кэри в рамках ротации кадров покинул руководящие посты.

WSJ пишет, что некоторое время он исполнял обязанности советника. Но на ценного работника положил глаз конкурент Мердока, медиамагнат и владелец Liberty Media Джон Мэлоун.

В свое время Кэри успел поработать на Мэлоуна. Одной из битв Мердока, в которой Кэри принимал непосредственное участие, была покупка DirecTV. Купить ее удалось только со второй попытки – в 2003 г., выложив $6,8 млрд за 35% владельца компании, Hughes Electronics.

Кэри назначили гендиректором DirecTV, и за шесть лет он сумел увеличить аудиторию с 12 млн до 18 млн человек – во многом благодаря развитию спортивного вещания, пишет The New York Times. Но по ходу дела из подчиненного Мердока превратился в подчиненного Мэлоуна.

В 2004 г. Liberty Media Мэлоуна приобрела крупный пакет акций в News Corp. Мердок заподозрил конкурента в попытке захвата контроля над его детищем. Начались долгие переговоры, и в 2006 г. были согласованы условия обмена активами. Мэлоун отдал Мердоку 16,3% News Corp в обмен на $550 млн наличными, три региональных спортивных канала в США и 38,4% акций в компании DirecTV.

Кэри проработал в DirecTV до 2009 г., после чего вернулся к Мердоку. Прошло шесть лет. Кэри остался без работы, и Мэлоун, задумав покупку Formula One, вспомнил об одаренном управленце.

Праздник на неделю

«У F1 огромный потенциал с многочисленными неиспользованными возможностями», – жаловался Кэри CNBC. Прежде всего ему не нравится, как монетизируются гонки.

«В самом ближайшем будущем, похоже, одной из наиболее быстро растущих сфер станет спонсорство. Сегодня им занимается практически один-единственный человек, – рассказывал он CNBC, имея в виду Экклстоуна. – Во множестве категорий мы даже не продаем [рекламу], на трассах есть информационные указатели, на которых мы не продаем места <...> Без сомнения, большой потенциал у телевидения. Мы недавно закрыли сделку в Великобритании, которая увеличила нашу годовую выручку более чем вдвое (в прошлом году Sky Sports договорилась об эксклюзивных правах на показ гонок в этой стране в 2019–2024 гг. – «Ведомости»). По большому счету мы не работаем в сфере цифровых медиа <...>».

На то же самое Кэри жаловался и The Guardian: «У нас есть великие звезды [гонщики] Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен. Но у нас нет ни одного человека в маркетинге и контактов с цифровыми медиа». В эфире CNBC он добавлял: «Надо создать маркетинговую структуру, которая поддерживает контакт с болельщиками и позволяет болельщикам быть на связи со спортом». Видимо, стоит готовиться к тому, что F1 станет куда больше в Facebook, Twitter и на других сайтах, предполагает The Daily Telegraph. Кроме того, издание рассчитывает, что к технологиям F1 добавят виртуальную реальность. Недостаток телетрансляции – ей трудно передать шум, скорость и нервное возбуждение, охватывающее зрителей реальных гонок. Применение новых технологий привлечет больше зрителей, пишет газета.

Новые владельцы увеличат количество этапов Гран-при, предрекает The Daily Telegraph. Сейчас их 21, а станет, возможно, 23 или даже 25.

Экклстоун привел F1 в новые страны вроде Азербайджана или Бахрейна, которые были готовы платить за право проведения соревнований, пусть у них не было традиций их проведения. Кэри же настаивает на важности проведения соревнований на традиционных европейских трассах, сообщает CNBC. Тут дела обстоят хуже. В этом году не состоится этап F1 в Германии. Руководство трассы Хоккенхаймринг не смогло договориться с Экклстоуном об условиях его проведения. Под угрозой оказались и гонки на британской трассе Сильверстоун. Ее руководство подсчитало, что растущая каждый год на 5% плата за право принять F1 не будет покрывать расходов, и намерено отказаться от нее с 2019 г. Как пишет газета The Scotsman, в отличие от ряда других трасс Сильверстоун не получает от государства дотаций на проведение F1.

Delta Topco Limited (Formula One)

Холдинговая компания
Акционеры (данные на 23 января 2017 г.): Liberty Media Corporation (100%).
Финансовые показатели Delta 2 (Lux) S.a.r.l. (2015 г., консолидирует показатели компаний группы, публикующих финансовую отчетность):
Выручка – $1,67 млрд,
чистый убыток – $527,2 млн.
Занимается организацией и проведением чемпионата мира по кольцевым автогонкам Formula 1, через дочернюю компанию Formula One World Championship Limited владеет коммерческими правами на чемпионат на основе долгосрочного договора с Международной автомобильной федерацией (FIA).

«Мы в спорте новички, – рассказывал Кэри Associated Press (AP). – Так что все хотят встать в очередь [на переговоры] к нам, считая, что у них появился шанс изменить условия. Не думаю, что это верный настрой. Мы считаем, что эти гонки в странах вроде Британии и Германии должны быть крупнее и прибыльнее, и мы стремимся работать с их организаторами, чтобы понять, как этого добиться. Вот наша цель».

Для этого Кэри хочет превратить каждую гонку F1 в целое событие, длящееся семь дней и рассчитанное не только на спортивных фанатов. NFL устраивает вокруг выездных игр в Лондоне куда более масштабную шумиху, чем F1 вокруг Гран-при в Сильверстоуне, хотя это одно из самых посещаемых спортивных событий страны, скорбит The Daily Telegraph. «У нас 21 этап – это как владеть 21 супербоулом (финальная игра за звание чемпиона NFL. – «Ведомости»). У нас по одной гонке в каждой стране, и нам нужно превратить их в праздник на неделю, с развлечениями и музыкой, с событиями, в которых примет участие целый город, а не только действо на трассе», – рассказывал Кэри CNBC.

Такой подход позволит заинтересовать в проведении гонок города на самом важном, по мнению Кэри, для F1 рынке – США. Сейчас Гран-при проходит там в окрестностях города Остин (Техас). Кэри дал понять CNBC, что раздумывает о проведении в Америке еще одного этапа: «Мы не приобретали бизнес в расчете на успех в США, но на американском рынке происходит настоящий подъем, и мы будем рады добавить этапы в городах вроде Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Майами или Лас-Вегаса». Телекомпании из кожи вон вылезут, чтобы получить право на их трансляцию, отмечает The Daily Telegraph.

Слишком тихие болиды

«Я тут погулял и поговорил со многими людьми, и услышал множество одинаковых высказываний о предсказуемости гонок, слишком запутанных правилах, что инженеры становятся важнее пилотов, что болиды могут быть быстрее, громче, дешевле», – перечислял Кэри проблемы F1 в интервью АР. «Мое мнение – и не только мое, – что сегодняшние правила F1 слишком сложны, меняются слишком часто и люди перестают их понимать, – говорил в интервью «Ведомостям» в 2014 г. Лука ди Монтедземоло, тогда занимавший пост президента Ferrari. – Нам необходимо сделать гонки проще, мне не нравится F1, которая стала соревнованием по экономии топлива и шин. Это же автогонки – с первого круга и до последнего ты должен нажимать на педаль газа, чтобы выиграть! Нам также необходимо пристально следить за развитием новых технологий: если сегодня мобильные телефоны уже позволяют следить за трансляциями гонок, мы обязаны эти трансляции обеспечить – для нового поколения зрителей. Несмотря на то что у F1 громадный успех по всему миру, мы видим, что год от года интерес к ней снижается. То есть пришло время что-то делать».

С тех пор под нажимом компаний-производителей некоторые изменения были сделаны, но ряд команд считает, что этого мало. «Украшением витрины» назвал все эти изменения руководитель команды F1 Red Bull Racing Кристиан Хорнер в беседе с интернет-изданием Motorsport.com. Новые гибридные установки прекрасны – но простому зрителю не оценить с трибуны их технического совершенства. А вот рев двигателя – то, что надо поклонникам гонок, считает Хорнер. Он вспоминает, как в прошлом году все высыпали из боксов, привлеченные шумом нового мотора Honda V10.

«Думаю, есть всеобщее понимание, что для оздоровления этому спорту необходим честный баланс соперников, – сказал Кэри Reuters. – Каждый должен иметь возможность состязаться, и у более слабых игроков должна быть возможность победить <...> Нам бы хотелось, чтобы владение командой было хорошим бизнесом». А новый спортивный директор Formula 1 Росс Браун уточнил телеканалу ESPN, что «нужно понять, каков лучший способ распределять призовой фонд» (см. врез).

Но пройдут годы, прежде чем в F1 произойдут серьезные изменения, пишет Motorsport.com. Дело в том, что двусторонние соглашения между командами и Formula 1 заключены до 2020 г. и вряд ли удастся их изменить раньше. В том же году прекратят действовать и установленные сейчас правила для двигателей, и у Кэри появятся все шансы превратить этапы гонки в еще более громкое мероприятие.