Статья опубликована в № 4251 от 30.01.2017 под заголовком: «Нам бы хотелось, чтобы владение командой было хорошим бизнесом»

«Нам бы хотелось, чтобы владение командой было хорошим бизнесом»

Чейз Кэри, неделю назад возглавивший Formula 1, обещает гонкам «честный баланс соперников» и мечтает сделать их более прибыльными, масштабными и праздничными

«Жду, пока состарюсь, чтобы передать дела преемнику», – говорил в интервью «Ведомостям» в октябре 2015 г. 85-летний Берни Экклстоун, на протяжении 40 лет руководивший самой престижной автогоночной серией в мире – Formula 1 (F1). В январе этого года компанию Formula One Group, в том числе принадлежащие Экклстоуну и его семье 15%, купил холдинг Liberty Media. Экклстоун станет почетным председателем, а гендиректором официально утвержден Чейз Кэри, бывший вице-президент медиакомпании 21st Century Fox. Кэри не преемник Экклстоуна (замкнувшего все бизнес-процессы F1 на себя, чем вызывал раздражение компаний-участников и спонсоров соревнований) и делать бизнес собирается совершенно иначе. «Берни вел шоу одного актера, – сказал Кэри в интервью АР. – Я не собираюсь возглавлять шоу одного актера».

«Последние 4–5 лет F1 практически не развивалась так, как позволял ее потенциал. И у нас есть возможность развивать этот спорт в новом, интересном направлении», – сказал Кэри в программе Squawk Box на CNBC 23 января, меньше чем через 24 часа после официального назначения. «С Чейзом все банально, – рассказывал The New York Times Дерек Чан, исполнительный вице-президент американской телерадиовещательной компании DirecTV, которую некогда возглавлял Кэри. – Он не занимается микроменеджментом. Ты приходишь в компанию и делаешь свою работу или лишаешься ее».

Откуда у Кэри такие усы

Кэри родился в 1954 г. в зажиточной американской семье – его отец был топ-менеджером в пищевой промышленности. При рождении его нарекли Чарльзом, и до сих пор это имя стоит во всех документах. Но Кэри просит называть себя Чейзом.

Кэри изучал математику и экономику в нью-йоркском Университете Колгейт, но спорт был его настоящей страстью. В университете он играл в регби, известен как ярый болельщик бейсбольных команд New York Yankees и San Francisco Giants. Даже вместо офисного кресла он установил сиденье со старого стадиона команды New York Yankees (новый открыт в 2009 г. через дорогу от старого), писала The Wall Street Journal (WSJ).

Выдающиеся усы Кэри тоже косвенным образом связаны со спортом. Как-то они с приятелем мчались на машине на матч в Университет Колгейт. Произошло ДТП. Водитель погиб, а Кэри вылетел через ветровое стекло. У него оказалась изуродованной верхняя губа, чтобы скрыть это, он отпустил усы, пишет The New York Times.

Продолжив образование в Гарварде, Кэри получил диплом МВА. Затем устроился на работу в Columbia Pictures, где стал оттачивать навыки переговоров: он занимался продажей фильмов студии активно развивающейся отрасли кабельного телевидения, пишет Financial Times (FT). В 1988 г. он перешел в News Corp, где привлек внимание Руперта Мердока и стал его правой рукой.

Как Кэри потратил $1,6 млрд, чтобы получить $20

В 1993 г. Мердок и Кэри поспорили на $20, что последний не сможет выкупить у Национальной футбольной лиги (NFL) права на показ матчей американского футбола, рассказывает The New York Times. Контракт с NFL был у CBS, уже 38 лет транслировавшей матчи. А принадлежащий News Corp телеканал Fox специализировался на сериалах вроде «Симпсонов» и «Беверли-Хиллз 90210». NFL уже дважды к тому времени успела отказать Мердоку.

Тогда Кэри принес Мердоку график, показывающий, сколько различные телекомпании платят за права на трансляцию футбольных матчей, пишет WSJ. «Ну и где тут сделка, которую мы собираемся совершить?» – спросил Мердок, вглядываясь в бумагу. Кэри спокойно ответил, что ее тут нет, но он хотел бы потратить почти $1,6 млрд. Если эту цифру включить в график, траты конкурентов невозможно станет разглядеть невооруженным глазом. Мердок дал добро. NFL не устояла перед предложенной суммой и отказала CBS. Мердок заплатил Кэри $20, и тот стал развивать спортивное вещание. Но не только. Кэри участвовал в запуске таких каналов, как FX, Fox News и The National Geographic Channel. Раскручивая Fox News, он удивил рынок, в 1996 г. предложив кабельным операторам $10 за каждого зрителя, который подпишется на этот канал, пишет WSJ. «Никто никогда не слыхал о подобном шаге, – вспоминал на страницах этого издания гендиректор Comcast Брайан Робертс. – Чейз – тот, кто привел Fox News в каждый дом. Он изменил ход истории».

Но Кэри не только давал, но и брал. Он сумел убедить кабельных операторов, что они должны выплачивать сбор за ретрансляцию телеканала, который и так был доступен в эфире бесплатно, пишет FT. Автор этой идеи – президент CBS Лесли Мунвес, но Чейз в случае с телеканалом Fox первым сумел извлечь из нее существенную прибыль, а потом его примеру последовали другие.

«Два десятилетия Кэри менял правила игры, – восхищался на страницах The New York Times Пол Таглиабю, который участвовал в переговорах на стороне NFL. – Он не повышает голос. Никаких эмоциональных выступлений. Он всегда обманчиво спокоен». Один из топ-менеджеров Fox охарактеризовал WSJ стиль переговоров Кэри как «пленных не брать». Он умеет быть очень жестким и готов идти на крайние меры. FT вспоминает, как Кэри добивался от кабельных операторов повышения оплаты за право трансляции его телеканалов. Руководство Cablevision в Нью-Йорке оказалось крайне несговорчивым. Тогда в октябре 2010 г. Кэри распорядился два матча Главной лиги бейсбола пустить по этому кабельному телевидению с темным экраном. Третьего раза не потребовалось – его условия приняли.

Пиво и картошка фри

News Corp напоминает средневековый двор, где придворные стараются угадать желания капризного короля, а многочисленные принцы то попадают в немилость, то оказываются осыпаны почестями, писала FT. Кэри выделялся на этом фоне. «Чейз принадлежит к бесстрашным людям, – говорил The New York Times сооснователь Creative Artists Agency Майкл Овитц. – Он говорит [Мердоку]: «Это для вас хорошо. А это – плохо». Нелегко так себя вести, имея дело с основателем и патриархом группы».

При этом Кэри – полная противоположность Мердоку, отмечает The New York Times. Ему не нравится быть в центре внимания, тогда как Мердок любит публичность; он сторонник всего американского, тогда как Мердок – космополит (будучи в Гонконге, вместо знакомства с местным колоритом Кэри потащил коллег в спортбар, приводит пример издание); он аполитичен, тогда как Мердок не скрывает консервативных убеждений. «У каждого провидца три хорошие идеи приходятся на 40 плохих, так что нужны сдержки и противовесы», – рассказывал The New York Times Грег Натансон, экс-президент Fox Television Stations, почему Мердоку не обойтись без Кэри. «Он влиял на принятие оперативных решений в News Corp больше, чем кто-либо иной, за исключением Руперта [Мердока]», – говорил The New York Times Майкл Натансон, аналитик Nomura Securities.

В августе 2011 г. Мердок сказал журналистам, что в случае необходимости Кэри займет пост гендиректора группы: «Чейз – мой партнер, если со мной что-то случится, уверен, он немедленно примет бразды правления» (цитата по The New York Times). Он не раз называл Кэри партнером, другом и одним из самых доверенных советников, пишет FT.

Пиком карьеры Кэри стал пост президента и операционного директора 21st Century Fox, выделившегося в 2013 г. из News Corp медиахолдинга, – в него вошел теле- и кинобизнес. Газетное и издательское дело осталось в News Corp. Кэри был доволен. Он, как и дети Мердока, не разделял страсти основателя корпорации к газетному бизнесу, пишет The New York Times. «Он ненавидит политику. Он считал, что News Corp должна быть спортивным и развлекательным бизнесом», – рассказал изданию один из топ-менеджеров корпорации.

Может быть, из-за спортивных пристрастий Кэри его любимый напиток не изысканное вино, а пиво Budweiser. А любимая еда, которую ему регулярно доставляли в офис, – гамбургеры и жареная картошка. «У него была самая роскошная машина из тех, что позволены корпоративными правилами топ-менеджменту», – рассказывали источники The New York Times. Но отправлялся домой он, как правило, на электричке, захватив с собой бутылочку пива.

Он с головой погружен в дело и почти не болтает на отвлеченные темы, делая исключения разве что для спорта, удивлялись коллеги. У Кэри есть жена, дочь и сын, но многие узнали об этом, только увидев поздравительные открытки на Рождество. «Мы говорили о детях Мердока больше, чем о наших собственных», – вспоминал в разговоре с The New York Times один из топ-менеджеров, тесно работавший с Кэри.

Формула неравенства

На F1 царит потрясающее неравенство, пишет интернет-издание Motorsport.com. Ряд команд, не набрав ни единого очка в Кубке конструкторов, получат больше призовых денег, нежели большинство их соперников, – даже если кому-то из них удастся победить в чемпионате. Дело в том, что в 2012 г. команды не смогли заключить Договор согласия – документ, в котором прописаны права и обязанности всех участников F1. Подписи под ним поставили только организатор гонок – Международная автомобильная федерация (FIA) и владелец прав на трансляцию – Formula One Management (FOM). Экклстоун принялся договариваться с каждой командой по отдельности. Лидерам он предложил лучшие условия, остальных поставил перед выбором: подписывать контракт в его редакции или же уходить из гонок. В итоге, по данным Motorsport.com, команды Mercedes, Red Bull, McLaren, Williams и Renault получают бонусы просто за то, что они есть. Для Mercedes и Red Bull они могут составлять 55–60 млн фунтов за сезон, а для Ferrari – за «историческую значимость» – около 80 млн. Из-за этого в лидерах ходят одни и те же команды, а новичкам и командам второго эшелона нужны огромные финансовые вливания, чтобы бросить им вызов. Изменить ситуацию трудно. С 2013 г. все изменения в регламенте должны получить одобрение Стратегической группы. В нее входят FIA, FOM, пять лидеров F1 – Mercedes, Red Bull, Ferrari, McLaren и Williams – и самая сильная из остальных команд Force India. Мнения других участников гонок в расчет не принимаются, сожалеет Motorsport.com.

СвернутьПрочитать полный текст

Знакомство с Мэлоуном

Кэри был наставником сыновей Мердока, писала WSJ. Несколько лет подряд он брал Джеймса и Лахлана Мердоков на все переговоры, от дистрибуторов до спортивных лиг, чтобы подготовить их к управлению 21st Century Fox. 1 июля 2015 г. Руперт Мердок отдал управление компанией сыновьям. Сам он оставался сопредседателем совета директоров, а 61-летний Кэри в рамках ротации кадров покинул руководящие посты.

WSJ пишет, что некоторое время он исполнял обязанности советника. Но на ценного работника положил глаз конкурент Мердока, медиамагнат и владелец Liberty Media Джон Мэлоун.

В свое время Кэри успел поработать на Мэлоуна. Одной из битв Мердока, в которой Кэри принимал непосредственное участие, была покупка DirecTV. Купить ее удалось только со второй попытки – в 2003 г., выложив $6,8 млрд за 35% владельца компании, Hughes Electronics.

Кэри назначили гендиректором DirecTV, и за шесть лет он сумел увеличить аудиторию с 12 млн до 18 млн человек – во многом благодаря развитию спортивного вещания, пишет The New York Times. Но по ходу дела из подчиненного Мердока превратился в подчиненного Мэлоуна.

В 2004 г. Liberty Media Мэлоуна приобрела крупный пакет акций в News Corp. Мердок заподозрил конкурента в попытке захвата контроля над его детищем. Начались долгие переговоры, и в 2006 г. были согласованы условия обмена активами. Мэлоун отдал Мердоку 16,3% News Corp в обмен на $550 млн наличными, три региональных спортивных канала в США и 38,4% акций в компании DirecTV.

Кэри проработал в DirecTV до 2009 г., после чего вернулся к Мердоку. Прошло шесть лет. Кэри остался без работы, и Мэлоун, задумав покупку Formula One, вспомнил об одаренном управленце.

Праздник на неделю

«У F1 огромный потенциал с многочисленными неиспользованными возможностями», – жаловался Кэри CNBC. Прежде всего ему не нравится, как монетизируются гонки.

«В самом ближайшем будущем, похоже, одной из наиболее быстро растущих сфер станет спонсорство. Сегодня им занимается практически один-единственный человек, – рассказывал он CNBC, имея в виду Экклстоуна. – Во множестве категорий мы даже не продаем [рекламу], на трассах есть информационные указатели, на которых мы не продаем места <...> Без сомнения, большой потенциал у телевидения. Мы недавно закрыли сделку в Великобритании, которая увеличила нашу годовую выручку более чем вдвое (в прошлом году Sky Sports договорилась об эксклюзивных правах на показ гонок в этой стране в 2019–2024 гг. – «Ведомости»). По большому счету мы не работаем в сфере цифровых медиа <...>».

На то же самое Кэри жаловался и The Guardian: «У нас есть великие звезды [гонщики] Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен. Но у нас нет ни одного человека в маркетинге и контактов с цифровыми медиа». В эфире CNBC он добавлял: «Надо создать маркетинговую структуру, которая поддерживает контакт с болельщиками и позволяет болельщикам быть на связи со спортом». Видимо, стоит готовиться к тому, что F1 станет куда больше в Facebook, Twitter и на других сайтах, предполагает The Daily Telegraph. Кроме того, издание рассчитывает, что к технологиям F1 добавят виртуальную реальность. Недостаток телетрансляции – ей трудно передать шум, скорость и нервное возбуждение, охватывающее зрителей реальных гонок. Применение новых технологий привлечет больше зрителей, пишет газета.

Новые владельцы увеличат количество этапов Гран-при, предрекает The Daily Telegraph. Сейчас их 21, а станет, возможно, 23 или даже 25.

Экклстоун привел F1 в новые страны вроде Азербайджана или Бахрейна, которые были готовы платить за право проведения соревнований, пусть у них не было традиций их проведения. Кэри же настаивает на важности проведения соревнований на традиционных европейских трассах, сообщает CNBC. Тут дела обстоят хуже. В этом году не состоится этап F1 в Германии. Руководство трассы Хоккенхаймринг не смогло договориться с Экклстоуном об условиях его проведения. Под угрозой оказались и гонки на британской трассе Сильверстоун. Ее руководство подсчитало, что растущая каждый год на 5% плата за право принять F1 не будет покрывать расходов, и намерено отказаться от нее с 2019 г. Как пишет газета The Scotsman, в отличие от ряда других трасс Сильверстоун не получает от государства дотаций на проведение F1.

Delta Topco Limited (Formula One)
Delta Topco Limited (Formula One)

Холдинговая компания
Акционеры (данные на 23 января 2017 г.): Liberty Media Corporation (100%).
Финансовые показатели Delta 2 (Lux) S.a.r.l. (2015 г., консолидирует показатели компаний группы, публикующих финансовую отчетность):
Выручка – $1,67 млрд,
чистый убыток – $527,2 млн.
Занимается организацией и проведением чемпионата мира по кольцевым автогонкам Formula 1, через дочернюю компанию Formula One World Championship Limited владеет коммерческими правами на чемпионат на основе долгосрочного договора с Международной автомобильной федерацией (FIA).

«Мы в спорте новички, – рассказывал Кэри Associated Press (AP). – Так что все хотят встать в очередь [на переговоры] к нам, считая, что у них появился шанс изменить условия. Не думаю, что это верный настрой. Мы считаем, что эти гонки в странах вроде Британии и Германии должны быть крупнее и прибыльнее, и мы стремимся работать с их организаторами, чтобы понять, как этого добиться. Вот наша цель».

Для этого Кэри хочет превратить каждую гонку F1 в целое событие, длящееся семь дней и рассчитанное не только на спортивных фанатов. NFL устраивает вокруг выездных игр в Лондоне куда более масштабную шумиху, чем F1 вокруг Гран-при в Сильверстоуне, хотя это одно из самых посещаемых спортивных событий страны, скорбит The Daily Telegraph. «У нас 21 этап – это как владеть 21 супербоулом (финальная игра за звание чемпиона NFL. – «Ведомости»). У нас по одной гонке в каждой стране, и нам нужно превратить их в праздник на неделю, с развлечениями и музыкой, с событиями, в которых примет участие целый город, а не только действо на трассе», – рассказывал Кэри CNBC.

Такой подход позволит заинтересовать в проведении гонок города на самом важном, по мнению Кэри, для F1 рынке – США. Сейчас Гран-при проходит там в окрестностях города Остин (Техас). Кэри дал понять CNBC, что раздумывает о проведении в Америке еще одного этапа: «Мы не приобретали бизнес в расчете на успех в США, но на американском рынке происходит настоящий подъем, и мы будем рады добавить этапы в городах вроде Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Майами или Лас-Вегаса». Телекомпании из кожи вон вылезут, чтобы получить право на их трансляцию, отмечает The Daily Telegraph.

Слишком тихие болиды

«Я тут погулял и поговорил со многими людьми, и услышал множество одинаковых высказываний о предсказуемости гонок, слишком запутанных правилах, что инженеры становятся важнее пилотов, что болиды могут быть быстрее, громче, дешевле», – перечислял Кэри проблемы F1 в интервью АР. «Мое мнение – и не только мое, – что сегодняшние правила F1 слишком сложны, меняются слишком часто и люди перестают их понимать, – говорил в интервью «Ведомостям» в 2014 г. Лука ди Монтедземоло, тогда занимавший пост президента Ferrari. – Нам необходимо сделать гонки проще, мне не нравится F1, которая стала соревнованием по экономии топлива и шин. Это же автогонки – с первого круга и до последнего ты должен нажимать на педаль газа, чтобы выиграть! Нам также необходимо пристально следить за развитием новых технологий: если сегодня мобильные телефоны уже позволяют следить за трансляциями гонок, мы обязаны эти трансляции обеспечить – для нового поколения зрителей. Несмотря на то что у F1 громадный успех по всему миру, мы видим, что год от года интерес к ней снижается. То есть пришло время что-то делать».

С тех пор под нажимом компаний-производителей некоторые изменения были сделаны, но ряд команд считает, что этого мало. «Украшением витрины» назвал все эти изменения руководитель команды F1 Red Bull Racing Кристиан Хорнер в беседе с интернет-изданием Motorsport.com. Новые гибридные установки прекрасны – но простому зрителю не оценить с трибуны их технического совершенства. А вот рев двигателя – то, что надо поклонникам гонок, считает Хорнер. Он вспоминает, как в прошлом году все высыпали из боксов, привлеченные шумом нового мотора Honda V10.

«Думаю, есть всеобщее понимание, что для оздоровления этому спорту необходим честный баланс соперников, – сказал Кэри Reuters. – Каждый должен иметь возможность состязаться, и у более слабых игроков должна быть возможность победить <...> Нам бы хотелось, чтобы владение командой было хорошим бизнесом». А новый спортивный директор Formula 1 Росс Браун уточнил телеканалу ESPN, что «нужно понять, каков лучший способ распределять призовой фонд» (см. врез).

Но пройдут годы, прежде чем в F1 произойдут серьезные изменения, пишет Motorsport.com. Дело в том, что двусторонние соглашения между командами и Formula 1 заключены до 2020 г. и вряд ли удастся их изменить раньше. В том же году прекратят действовать и установленные сейчас правила для двигателей, и у Кэри появятся все шансы превратить этапы гонки в еще более громкое мероприятие.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать