Евгений Разумный / ВедомостиПрофессионал года: медицинский работник (выбор читателей и выбор редакции)
Врачи и средний медицинский персонал оказались на передовой с первых месяцев пандемии в 2020 г. По мере того как «красные зоны» больниц заполнялись пациентами, компании (будь то Burger King, McDonald’s, «Магнит», «Тануки» и т. д.) запускали инициативы в их поддержку: бесплатные обеды, скидки, продуктовые наборы и проч. Вскоре власти признали, что медицинские работники – герои нашего времени. Они первыми встретили удар на необорудованной границе, фактически без снарядов, да и без бойцов: в течение 2020 г. система здравоохранения перестраивалась под новую угрозу, в пекло (т. е. в Коммунарку) бросали даже не самых подготовленных – недавних выпускников медицинских вузов.
К 2021 г. война с ковидом уже была рутинной, но от этого она не стала менее утомительной. По словам главы оперативного штаба Татьяны Голиковой, на лечении больных коронавирусом задействовано 16% общего количества врачей и 12% среднего медицинского персонала. В России развернуто 301 500 коек для больных коронавирусом – почти 30% от их общего числа. «Это очень высокое напряжение [для системы здравоохранения]», – отметила Голикова.
«Я посещаю «красные зоны», я вижу эти глаза, усталые лица, – рассказывала «Ведомостям» заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина. – Иногда у врачей опускаются руки». «Сами врачи говорят, что сталкиваются с истощением и эмоциональной усталостью. В этом состоянии невозможно находиться постоянно, когда еще тебя со всех сторон атакуют, утверждая, что коронавирус – это спекуляция и его не существует», – признавался врач московской ГКБ № 52 Александр Ванюков.Эмоциональное истощение медиков связано и с тем, что они сталкиваются со смертью гораздо чаще, чем раньше. Всего с начала пандемии в России непосредственно от ковида умерло более 280 000 человек и десятки тысяч – от последствий, им вызванных. И конечно, среди самих медиков тоже есть жертвы. Ежедневно, по данным правительства, от ковида гибнет от 25 до 32 медработников, а за 1,5 года умерло 16 000 врачей и медсестер.