РЖД хочет увеличения тарифов на 23%

ОАО "РЖД" на заседании президиума правительства в среду потребует у государства компенсации 147 млрд руб. выпадающих доходов в 2012 г. или повышения тарифов на 23%; в 2013 г. объем компенсации выпадающих доходов может превысить 176 млрд руб., пишет в среду газета "Коммерсант" со ссылкой источники в правительстве и монополии.

В среду пройдет заседание президиума правительства, в повестку дня которого внесен вопрос об утверждении финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2011-2013 гг. По словам источников, в 2011 г. РЖД ожидает доходы в размере 1,238 трлн руб. (1,414 трлн с учетом дочерних обществ) и прибыли в размере 2,7 млрд руб. (16,9 млрд руб.). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот - на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд руб.

Основным предметом обсуждения в документах является проблема бюджета и инвестпрограммы на 2012-2013 гг. РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 гг. уровень тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия при этом получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012-2013 гг. компенсации не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 г. - на 8%).

Монополия считает необходимым увеличить тарифы в 2012 г. на 23%, а в 2013-м - на 7,5%. В таком случае прибыль РЖД с учетом дочерних обществ составит 108,2 млрд руб. и 133,6 млрд руб. соответственно. В случае сохранения нынешних темпов роста РЖД оценивает недополученные доходы в 146,8 млрд руб. в 2012 г. и 176,4 млрд руб. в 2013-м.

Юлия Цеплянова из BNP Paribas утверждает, что вероятность роста тарифов в 2012 г. на 23% "близка к нулю". "Значимость железных дорог слишком велика для экономики, поэтому, скорее всего, будет найден компромисс", - поясняет эксперт, полагая, что текущее предложение РЖД - лишь переговорная позиция. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что грузоотправители могли бы "пережить" резкий рост тарифов, но тогда монополии надо готовиться к потере части грузов в пользу автотранспорта.