Правительство обсудит программу субсидий для повышения доступности авиатранспорта

undefined

Президиум правительства России на заседании 25 июня рассмотрит реализацию программ субсидирования, направленных на повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения, сообщается в материалах к заседанию на сайте кабинета министров.

Одна из мер - субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения, аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, предусмотрено субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока, из Сибири и Калининградской области в европейскую часть страны и обратно, региональных и межрегиональных воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, а также лизинга воздушных судов для региональных и местных воздушных перевозок.

В соответствии с решениями правительства на базе 50 аэропортов регионального и местного значения созданы шесть федеральных казенных предприятий: "Аэропорты Севера", "Аэропорты Чукотки", "Аэропорты Камчатки", "Аэропорты Красноярья", "Аэропорты Сахалина", "Аэропорт Амдерма" (в Ненецком автономном округе). На финансирование предприятий предусмотрены ежегодно около 2,467 млрд руб. Создание ФКП позволило восстановить соответствие аэропортов сертификационным требованиям, обновить парк аэродромной техники, провести капитальный ремонт и реконструкцию объектов, а также стабилизировать финансово-экономическое положение аэропортов.

В настоящее время ведется работа по созданию еще ряда ФКП: "Аэропорт Кызыл", "Аэропорты Приамурья", ФКП на базе северных аэропортов Хабаровского края и филиалов ФКП "Аэропорты Севера" на базе аэропортов Магаданской области и Республики Саха (Якутия), говорится в материалах к заседанию. Прорабатываются предложения глав субъектов РФ по включению в состав ФКП "Аэропорты Севера" аэропортов Магаданской области.

На субсидирование аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях федеральным бюджетом ежегодно предусматриваются средства в размере 179,5 млн руб. Это позволяет, так же как при финансировании федеральных казенных предприятий, поддерживать ставки аэропортовых сборов в этих аэропортах на доступном для авиакомпаний уровне и, соответственно, сдерживать рост пассажирских тарифов, говорится в материалах. По мере создания ФКП и вхождения в них ряда аэропортов осуществляется перераспределение бюджетных средств на субсидирование программы.

Программа поддержки пассажирских авиаперевозок из регионов Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно действует с 2009 г. Авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте до 23 и старше 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса, предоставляются субсидии из федерального бюджета. "Итоги реализации программы субсидирования показали ее востребованность и эффективность. В период действия программы объем перевозок пассажиров по специальному тарифу на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос в целом в 2,3 раза", - говорится в материалах. В 2012 г. правительство также распространило действие правил на воздушные перевозки женщин в возрасте свыше 55 лет; расширило перечень субсидированных маршрутов, обеспечивающих воздушное сообщение городов Певек (Чукотка), Тикси (Якутия) и Нарьян-Мар с европейской частью страны; распространило действие правил субсидирования на инвалидов первой группы всех возрастов и сопровождающих их лиц, а также на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Программа по субсидированию воздушных перевозок пассажиров из Калининградской области в европейскую часть страны и обратно начала реализовываться в 2011 г. Была предусмотрена перевозка жителей региона моложе 23 лет и старше 60 лет. Всего по программе в 2011 г. были перевезены 3109 пассажиров. "Незначительный эффект обусловлен тем, что льготный тариф был установлен как конкретная величина и не давал права авиакомпаниям снижать стоимость билета", - говорится в материалах. При этом конкуренция между авиаперевозчиками (на воздушной линии Калининград - Москва – семь авиаперевозчиков, Калининград - Санкт-Петербург – два авиаперевозчика) обусловила принятие ими решений по установлению с учетом складывающейся текущей и оперативной коммерческой ситуации гибких тарифов экономического класса ниже указанных специальных тарифов. В 2012 г. правилами субсидирования предусмотрена перевозка всех жителей Калининградской области без возрастных ограничений, а также спецтариф установлен как предельная величина с правом авиакомпаний осуществлять продажу билетов ниже их уровня с получением установленной суммы субсидии.

Программа субсидирования региональных (межсубъектовых) воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах начала действовать в 2012 г. Для ее реализации предусмотрены средства в объеме 1 млрд руб. В перечень маршрутов включены воздушные линии между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. Таких воздушных линий по четырем округам – 81. Планируемый уровень софинансирования со стороны федеральных властей определен в размере до 50%. "Учитывая, что данная программа субсидирования введена впервые, предлагается возможную доработку и корректировку осуществить по результатам ее реализации в 2012 г.", - говорится в материалах к заседанию.

Программа субсидирования лизинга воздушных судов для региональных и местных воздушных перевозок введена также в 2012 г. В соответствии с ней единовременная субсидия будет предоставляться авиакомпании, получающей в лизинг воздушное судно не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 72 (для самолетов с турбовинтовыми двигателями) или не более 55 (для самолетов с любым другим типом двигателя). На реализацию программы в федеральном бюджете в 2012 г. предусмотрены средства в объеме 1,9 млрд руб. Реализация программы направлена на обновление парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих авиационные перевозки на местных и региональных маршрутах.