Комитет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект о приватизации «Росморпорта»

Депутаты назвали идею неактуальной
Андрей Гордеев / Ведомости

Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендовал нижней палате отклонить два законопроекта, направленные на реорганизацию ФГУП «Росморпорт» в акционерное общество (АО) «Росморпорт». «Ведомости» ознакомились с решением.

Речь идет о проекте «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", основах деятельности акционерного общества "Росморпорт"» и документе-спутнике, который вносит поправки в отдельные законодательные акты РФ. Оба документа были внесены в Госдуму правительством РФ 16 июня 2021 г. и приняты в первом чтении 23 марта 2022 г.

Предполагалось, что реорганизация «Росморпорта» отразится на эффективности операционной деятельности морских портов и снизит административные издержки, но после введения санкций против России «ситуация качественно изменилась», говорится в заключении комитета. Проведение реорганизации в таких условиях «создает риски дестабилизации деятельности предприятия», отмечается в документах.

В связи с этим комитет счел нецелесообразным продолжение работы над первым законопроектом и рекомендовал отклонить оба документа.

Член думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Алексей Корниенко пояснил, что после принятия закона о северном завозе в весеннюю сессию законопроект о приватизации «Росморпорта» стал неактуальным. «Росморпорт» является стратегическим и единственным перевозчиком, осуществляющим доставку грузов в районы Крайнего Севера. Реорганизация занимает достаточно много времени. Это могло бы поставить в небезопасное положение реализацию закона о Северном морском пути», – сказал он.

Комментируя фактор санкций при принятии решения комитетом, Корниенко отметил, что «Росморпорт» является «монолитом, мощной структурой», приватизация которой может поставить под угрозу реализацию «многих стратегических задач», которые стоят перед РФ. Он продолжил: «Ну и безусловно, санкции, рестрикции влияют на компании, которые теряют этого монолита. Думаю, чтобы этого не произошло, было принято это решение».

«С момента принятия законопроектов в первом чтении ситуация изменилась, были введены серьезные антироссийские экономические санкции, которые повлияли на деятельность портов и судоходных компаний. У них возникли проблемы со страхованием, перестраховкой, и встал вопрос о необходимости обеспечения самостоятельного регулирования всей прибрежной портовой инфраструктуры, в том числе специального назначения территорий наших портов, особенно на востоке», – заявил председатель комитета Сергей Гаврилов, его цитирует пресс-служба комитета.

По словам депутата, в ходе реорганизации также могут возникнуть «негативные последствия», в том числе при передаче имущества.

Корниенко допустил, что в дальнейшем, «в более лучшее время», законопроект может быть доработан и снова внесен в Госдуму. Ожидается, что Госдума отклонит инициативу до конца осенней сессии 2023 г., добавил депутат. В пресс-службе комитета подтвердили, что Госдума планирует отклонить законопроекты до конца осенней сессии.