Минэкономразвития: на закупках бюджет сэкономил в 2014 году почти 900 млрд рублей

Ведомство не согласно с критиками новой системы госзаказа
Минэкономразвития не согласно с критиками новой системы госзакупок/ Е. Разумный/ Ведомости

За первый год работы контрактная система помогла государству сэкономить на закупках более 890 млрд руб. – вдвое больше, чем в 2013 г., говорится в докладе Минэкономразвития: стоимость заказа удалось снизить на 14,5%. Наиболее коррупциогенных закупок – у единственного поставщика – в 2014 г. стало на 67% меньше (493 955 против 1,5 млн). Электронных аукционов – на 50% больше, около 1,5 млн. А за первые пять месяцев этого года удалось сэкономить на 23 млрд руб. больше, чем годом ранее, – 125 млрд (данные на 10 июня).

Минэкономразвития использовало данные портала закупок (zakupki.gov.ru), Федеральное казначейство подтверждает их правильность, говорится в докладе. Ранее эффективность системы оценивала Счетная палата и зафиксировала, напротив, снижение экономии до 5% в 2014 г. с 7%. Счетная палата использовала данные Федерального казначейства, говорит ее представитель. Представители Минэкономразвития и Счетной палаты не смогли объяснить разные выводы.

Заказ на помощь

В 2014 г. отечественные производители получили преференции на сумму более 780 млрд руб., пишет Минэкономразвития. Напрямую с малым бизнесом были заключены контракты на 308 млрд руб., а с учетом субподрядов – более чем на 550 млрд.

Высшая школа экономики тоже фиксировала незначительную экономию – всего на 3,8%, ее эксперты проводили анализ на основании данных Росстата. Они более полные, чем на портале закупок, так как учитывают и закрытые тендеры. А закрытые процедуры характеризуются более низкой конкуренцией, экономия на этих закупках ниже, пишет Минэкономразвития, но даже по данным Росстата экономия в 2014 г. составила 840 млрд руб., или более 10%.

Контрактная система внедрила новые процедуры, которые позволяют заказчику эффективнее проводить закупки, говорит заместитель гендиректора НАИЗ Мария Семенова. Появление реестра банковских гарантий решило проблему поддельных документов, запрос котировок стал прозрачной процедурой, внедрен подробный механизм обоснования начальной цены, внедрение дополнительных требований позволяет выбирать квалифицированных поставщиков, перечисляет Семенова.

Но возможности для коррупции сохранились, признает консультант господрядчика, торги проводятся формально: основной способ определения начальной цены – запрос предложений, часто он направляется уже работавшему с заказчиком поставщику. Коррупция есть и на крупных торгах, особенно по строительству, так, на одном из конкурсов протокол оценки стройки на сумму свыше 10 млрд руб. появился через несколько часов после вскрытия конвертов, сделать за полдня это невозможно, рассказывает он.