Партнерство государства с госбанками будет ограничено

Законопроект о ГЧП спустя два года принят во втором чтении
Е. Разумный/ Ведомости

Во вторник Госдума во втором чтении приняла законопроект о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (ГЧП и МЧП), в среду он должен пройти третье чтение. Документ только в Госдуме ждал принятия более двух лет и с тех пор многократно менялся. В последней версии изменилось даже само название: из него исчезли слова «об основах» – теперь это законопроект о ГЧП и МЧП.

Госбанкирам не нравилось ограничение, рассказывали люди, участвовавшие в разработке законопроекта. В процессе обсуждения по совместному предложению крупнейших банков в законопроекте появился переходный период для этой нормы – пять лет с момента вступления закона в силу, указывал исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.

Его основная цель – расширить линейку инструментов ГЧП и дать свободу региональным и муниципальным проектам, которые сейчас с трудом вписываются в федеральный закон о концессиях, а использовать местные законы в отсутствие федерального регулирования было слишком рискованно.

Но вряд ли принятие закона запустит бурный рост партнерств, указывают эксперты Центра развития ГЧП. Во-первых, более 95% концессионных проектов – это реконструкция систем теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения (см. врез), а эти объекты из нового законопроекта исключены – единственной доступной для них формой ГЧП останется концессия. Во-вторых, законопроект предполагает, что каждый проект должен будет пройти оценку эффективности, указывают эксперты.

Законопроект также должен ограничить заключение так называемых государственно-государственных партнерств: он запрещает выступать на стороне частного партнера ГУПам и МУПам, публично-правовым компаниям и госкорпорациям, а также компаниям, подконтрольным государству, региону или субъекту, – т. е. с госдолей свыше 50%.

Президентские концессии

406 концессионных конкурсов по федеральному закону было объявлено за прошедшие четыре месяца, указывает Центр развития ГЧП. Правда, девять из них отменены, а семь – приостановлены. По региональному законодательству объявлено лишь четыре конкурса. Взрывной рост числа концессий, который начался с прошлого года, во многом связан с поручением президента Владимира Путина до 2016 г. передать в концессию объекты ЖКХ, которые находятся под управлением неэффективных ГУПов и МУПов. Неэффективными были признаны почти 30% предприятий, говорил замминистра строительства Андрей Чибис.

Норма была одной из наиболее остро обсуждавшихся новелл из-за активной роли госбанков в ГЧП. Сейчас на стороне частного партнера в концессионных соглашениях, а также в региональных проектах ГЧП часто выступают проектные компании, контролируемые госбанками. Например, один из наиболее активных инвесторов – «ВТБ капитал», входящий в группу ВТБ. «ВТБ капитал» предпочитает входить в капитал консорциума, получая долю от 50% и выше: например, у инвестбанка изначально было 60% концессионной компании «Магистраль двух столиц», которая построит и будет обслуживать один из участков платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург.

Но в редакции, принятой во втором чтении, такой переходный период больше не предусмотрен. «Наша цель – развивать частных застройщиков и операторов», – подчеркивает замдиректора департамента Минэкономразвития Мария Ярмальчук. Госбанки смогут участвовать в проектах как финансирующие организации, но ограничение для компаний, выступающих частными партнерами, должно стимулировать развитие рынка, говорит Ярмальчук.

Ограничение касается только непосредственного частного партнера, которым, как правило, выступает специальная проектная компания. То есть госбанку или госкомпании достаточно будет согласиться на долю ниже 50%. «Но 49% – это уже хорошо», – радуется Ярмальчук. Влияние на выбор подрядчика и оператора при доле ниже 50% будет ограничено, объясняет юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова: так, госбанк не сможет полностью определять деятельность проектной компании. Учитывая роль, которую госбанки сейчас играют в проектах ГЧП, это ограничение способно в перспективе сместить баланс внутри консорциумов в пользу, например, строительных компаний и уйти от доминирования финансирующих организаций, рассуждает она.

Правда, у ограничения могут быть и отрицательные последствия. Законопроект ограничивает не только участие госбанков и госкомпаний на стороне частного партнера, но и НКО, созданных государством, регионами или муниципалитетами. Это может помешать проектам в образовании, предупреждают эксперты Центра развития ГЧП: образовательными организациями, имеющими лицензию, являются исключительно НКО. А частный партнер, который не является НКО, может осуществлять только техническое обслуживание объекта, без образовательных услуг.