Статья опубликована в № 3864 от 02.07.2015 под заголовком: Ротенбергу хватит денег от грузовиков

Платежа за проезд грузовиков хватит сборщику платы

Деньги гарантированы компании Игоря Ротенберга и «РТ-инвеста», но может хватить и на строительство дорог

Минтранс и Минэкономразвития продолжают спор о плате с тяжелых грузовиков. С 15 ноября фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по федеральным трассам. Для этого будет создана специальная система: по заключенному без конкурса концессионному соглашению ее обустроит и будет обслуживать компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). Это совместное предприятие инвестфонда «РТ-инвест» и бизнесмена Игоря Ротенберга.

В мае правительство утвердило тариф – 3,73 руб./км. Но уже в июне на совещании о неналоговой нагрузке на бизнес Минэкономразвития, прислушавшись к предпринимателям, заявило, что такая плата с фур непосильно высока. По итогам совещания правительство поручило Минтрансу и Минэкономразвития определить, до какого уровня следует снизить тариф.

Дело не только в нагрузке на бизнес. По замыслу Минтранса за счет собранных с фур средств государство будет расплачиваться с РТИТС за создание и обслуживание системы, а также пополнять дорожный фонд. Росавтодор прогнозировал, что сборы составят 50–60 млрд руб. в год, РТИТС по концессионному соглашению ежегодно причитается по 10,6 млрд руб., остальное – дополнительные доходы дорожного фонда, который на эти средства мог бы поддержать дорожное хозяйство в регионах.

Минэкономразвития, чтобы не повышать нагрузку на бизнес и не разгонять инфляцию, изначально предложило до 2019 г. снизить тариф до 64 коп./км – по данным министерства, ровно столько нужно, чтобы рассчитаться с РТИТС. У Росавтодора другие оценки: чтобы система работала в ноль, тариф должен быть 94 коп., говорил руководитель ведомства Роман Старовойт.

Сейчас ведомства должны найти баланс между изначальным предложением в 64 коп. и действующей ставкой в 3,73 руб. На этой неделе пресс-служба Минэкономразвития сообщила, что теперь позиция министерства – 97 коп. Систему запустить надо, но в ближайшие три года государство могло бы отказаться от средств, которые планировало получить от этого механизма, приведены в сообщении слова замминистра Олега Фомичева. В итоге цифра в предложении Минэкономразвития может быть округлена до 1 руб., уточняет чиновник, участвующий в обсуждении. Главное – обеспечить расчеты с концессионером, но возможны и минимальные поступления в дорожный фонд, отмечает он. Правда, оценок этих минимальных поступлений нет.

Пресс-служба Минтранса, хоть министерство и назначено основным исполнителем по этому поручению, комментировать свою позицию и предложения Минэкономразвития отказалась и рекомендовала обратиться за комментарием в Росавтодор. По поручению правительства сейчас прорабатывается вопрос о снижении платы, но точные параметры называть преждевременно, говорит представитель Росавтодора.

Затратный транспорт

10-20% составляют транспортные издержки в цене российских товаров против 7–8% в развитых странах, оценивал Минтранс в проекте Транспортной стратегии. К 2020 г. Минтранс рассчитывает снизить долю транспортных издержек в цене товаров на 12,5% по сравнению с уровнем 2011 г., а к 2030 г. – на 20%

Рабочее предложение Росавтодора – 3 руб./ км, сообщили два федеральных чиновника. Это даст примерно 40 млрд руб. сборов, на эти средства можно построить около 1000 км региональных дорог, в том числе с использованием государственно-частного партнерства, т. е. привлечь частные инвестиции, объяснял один из собеседников «Ведомостей».

Угроза непосильной нагрузки на перевозчиков по большей части надуманная, считает другой чиновник: значительная часть этого рынка работает в серой зоне и практически никаких налогов не платит.

Нагрузка на перевозчиков высока, указывает Константин Шаршаков из Северо-западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков: издержки растут по всем фронтам, а при введении нового платежа для 12-тонников почему-то оказалось забытым давнее обещание об отмене транспортного налога, которое давали еще до ускоренной индексации топливных акцизов. По многим направлениям платный проезд станет безальтернативным – нигде в мире вся дорожная сеть не является платной, сетует он. Если бы предложенные 64–97 коп. в итоге пошли на ремонт дорог, это еще было бы обоснованным, говорит Шаршаков, но сейчас получается, что платить надо будет в пользу коммерческой организации.