Саудовская Аравия инвестирует $10 млрд в Россию

До конца года будут сделано 10 сделок с РФПИ
Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев утверждает, что договор с саудовцами – крупнейшая сделка между инвестиционными фондами/ Brent Lewin/ Bloomberg

У арабов давний интерес к проектам в России, но пока, как и у китайцев, лишь на уровне переговоров. Арабы интересовались финансированием проектов «Сибура» (РФПИ участвует в привлечении $3,3 млрд), рассказывали два человека, близких к сторонам переговоров. С ними ведет переговоры АФК «Система», итогов нет, говорит представитель АФК. В 2011 г. Саудовская Аравия готова была инвестировать в предприятия Татарстана для выращивания пшеницы, ячменя и проч., подписала меморандум – и на этом все закончилось.

Суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) инвестирует в Россию $10 млрд – он создает партнерство с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), рассказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. В PIF на запрос не ответили.

Размер РФПИ не должен превысить $10 млрд, фонду выделено $4 млрд, от соинвесторов привлечено около $15 млрд – соглашение с саудовцами сопоставимо со всем, что привлечено ранее, говорит Дмитриев. Все 10 млрд будут вложены за 4–5 лет, надеется он: это крупнейшее партнерство фондов в мире. Крупная сделка и для Саудовской Аравии, и для всего инвестиционного мира, согласен Андрей Чулак из Deutsche Bank.

«Уже отобрано семь проектов, до конца года планируем 10 сделок», – рассчитывает Дмитриев, но называет только секторы: особый интерес – инфраструктура и сельское хозяйство, а также ритейл, медицина и недвижимость. Дмитриев обещает инвестиции в крупные, значимые проекты: пример – ЦКАД. Нефтегазовый сектор не рассматривается – пока что, уверяет он. РФПИ участвует во всех сделках, но от саудовцев поступит большая часть, продолжает Дмитриев, это вложения в акционерный капитал из собственных средств, деньги ФНБ (у РФПИ там 10%-ная квота) могут быть задействованы, но лишь как параллельная история, как долговой капитал для некоторых проектов.

Арабские инвесторы идут в Россию, пока все прочие отвернулись от нее, указывает топ-менеджер глобального инвестбанка. Прямые инвестиции в Россию за 2014 г. – $21 млрд, а в последние два квартала впервые за много лет фиксируется чистый отток (см. график ).

Дмитриев считает, что арабы могут стать новыми инвесторами для России: произошел перелом в отношениях.

«До сих пор саудовские инвесторы настороженно относились к нам, но личное общение наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен Сальмана с президентом Владимиром Путиным на Петербургском форуме повлияло на них», – объясняет Дмитриев. Общение с Путиным повлияло даже на западных инвесторов, а для арабов личные договоренности тем более важны, соглашается один из участников встречи с Путиным.

Арабские инвесторы ничем от других не отличаются, все хотят одного – доходности; на перемену в отношении повлияли успешные сделки РФПИ, считает Чулак, но без политической поддержки прогресс был небыстрый.

Западные инвесторы не хотят инвестировать в Россию не только из-за политики и санкций, им непонятна экономическая политика, объясняет топ-менеджер инвестбанка, российские активы уже очень дешевы, но вдруг станут еще дешевле. Договоренности на высшем уровне позволяют PIF брать больше риска, чем частным инвесторам, объясняет Чулак.

РФПИ уже создал партнерства с арабскими фондами: с Kuwait Investment Authority (автоматическое со-инвестирования на $500 млн.), с Mubadala из ОАЭ (на $2 млрд.) и департамент финансов Абу-Даби ($5 млрд в российскую инфраструктуру), Mumtalakat (Бахрейн, меморандум о сотрудничестве) и Qatar Holding (Катар, совместный фонд). 40% каждой сделки инвестируется ближневосточными инвесторами по модели автоматического со-инвестирования, по такой модели уже проинвестировали 26 раз.

На все $10 млрд может просто не хватить хороших проектов, солидарны инвесторы и чиновники. Для ЦКАД (секции III и IV оценивались в 75,6 млрд и 76,5 млрд руб.) РФПИ должен еще выиграть концессионные конкурсы, второй этап конкурсных процедур намечен на сентябрь. Правда, РФПИ ранее проиграл конкурс за участок трассы М11, уступив «ВТБ капиталу» по цене.

Минтранс представлял саудитам и другие проекты – развитие порта Тамань, участки трассы М5 «Урал», «Северный широтный ход», рассказывает представитель министерства. Арабским инвесторам приносят самые капиталоемкие проекты, знает человек, близкий к РФПИ.

Учитывая потребности России в инфраструктуре, обеспечить поток хороших проектов можно, оптимистичен Дмитриев, но это нетривиальная задача.

В подготовке статьи участвовали Александра Терентьева, Наталья Ищенко, Денар Сулейманов

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)