Россия обещает судиться, если долг Украины поменяет статус

Минфин против изменения МВФ правил разделения госдолга на коммерческий и официальный
Антон Силуанов ожидает от МВФ изменения порядка отнесения обязательств перед официальными кредиторами, чтобы не включать долг перед Россией в финансирование из средств МВФ/ Д. Абрамов/ Ведомости

Минфин по-прежнему против того, чтобы долг Украины перед Россией в $3 млрд был реструктурирован вместе с коммерческими долгами. «Долг <...> является не коммерческим, а правительства правительству», деньги от него уже «учтены в ходе формирования бюджета на следующий год и следующие периоды», заявил министр финансов Антон Силуанов, встречаясь с президентом Владимиром Путиным (его слова – по «Интерфаксу»).

По данным минфина Украины, госдолг и долги частных организаций превышают $70 млрд, из них $46 млрд – внешние. $20 млрд в структуре госдолга – кредиты международных финансовых организаций. Основные держатели гособлигаций ($17 млрд) – частные инвесткомпании, крупнейший – Franklin Templeton. В конце августа минфин Украины договорился о реструктуризации внешнего долга на $18 млрд с комитетом кредиторов, владеющих пакетом на $9 млрд. К ним были отнесены гособлигации 2005–2013 гг., включая выкупленные в 2013 г. Россией еврооблигации на $3 млрд со сроком погашения в декабре 2015 г. В сентябре правительство Украины объявило о начале реструктуризации, приостановив платежи по погашению и обслуживанию. Российских облигаций в списке бумаг, по которым платежи приостановлены, не было.

Облигации, приобретенные Россией в декабре 2013 г., нельзя включить в перечень украинских облигаций, подлежащих реструктуризации, объясняет представитель Минфина: они куплены на деньги ФНБ, решение по ним принималось правительством, долг не переуступался. Если Украина объявит мораторий на погашение и обслуживание долга, Минфин обратится в международный арбитражный суд и потребует от МВФ приостановить программу расширенного финансирования (Extended Fund Facility Arrangement, EFF) для Украины из-за наличия просроченной задолженности перед официальным кредитором, уточнил представитель Минфина.

Определить статус долга МВФ мешает его собственная методология, сообщал в конце сентября организатор сделки по реструктуризации госдолга Украины на $18 млрд – компания D.F. King. Если российские еврооблигации будут определены как официальный долг и он не будет погашен, то без изменения своей политики МВФ не сможет продолжать программу EFF для Украины, вслед за этим от оказания помощи могут отказаться и другие международные партнеры, говорит в инвестмеморандуме D.F. King. После чего у Украины возникнут проблемы с обслуживанием уже реструктурированного долга, уточнялось в меморандуме D.F. King.

Но Силуанов ожидает от МВФ изменения порядка отнесения обязательств перед официальными кредиторами, чтобы не включать долг перед Россией в финансирование из средств МВФ. «Понятно, что это делается исключительно в нынешней ситуации, чтобы заморозить платежи перед РФ», – доложил он президенту.

За несколько часов до встречи с Силуановым Путин интересовался у участников форума «Россия зовет!», не проще ли МВФ «добавить Украине эти $3 млрд, чтобы она могла расплатиться, чем менять свои правила под конкретную страну, разрушая, по сути дела, саму систему функционирования МВФ». По его словам, Россия уже получила право требовать долг раньше декабря 2015 г. (поскольку госдолг Украины превысил 60% ВВП. – «Ведомости»), но пока не делала этого, чтобы «не ставить украинских партнеров в трудное положение».

Тщательная и кропотливая работа над внутренними методиками отнесения долга к суверенному и коммерческому уже несколько лет ведется внутри МВФ, замечает чиновник Минфина, а ситуация с Украиной лишь наложилась на нее. Представитель МВФ не ответил на запрос «Ведомостей».