Минфин готов помочь ВЭБу деньгами

А потом не спеша решать глобальные проблемы госкорпорации
Министр финансов Антон Силуанов (на фото справа) предложил первому вице-премьеру Игорю Шувалову новый план спасения ВЭБа/ PhotoXPress

Второй месяц в правительстве, Кремле и министерствах чиновники спорят, как спасать ВЭБ. Обсуждались разные варианты помощи с использованием госбумаг. В четверг министр финансов Антон Силуанов назвал еще один – выделение живых денег: «Все внешние обязательства ВЭБа будут исполнены ВЭБом в том числе за счет поддержки из федерального бюджета».

Сумму Силуанов не назвал. Идет торг, объясняют чиновники. Внешний долг ВЭБа – около 1,2 трлн руб. (по данным отчетности за первое полугодие). Но такие деньги не понадобятся, уверяют собеседники «Ведомостей» в финансово-экономическом блоке правительства. Помощь может выделяться поэтапно, сумма будет зависеть от того, с какой скоростью и по какой цене ВЭБ будет реализовывать активы, а также от графика платежей по долгам, рассказывает один из чиновников. «Смотрите на график погашения – вот столько и нужно. Вполне подъемные суммы», – добавляет сотрудник ВЭБа.

До сих пор было два основных варианта поддержки: докапитализация ВЭБа за счет ОФЗ до 1,5 трлн руб. или обмен еврооблигаций ВЭБа на еврооблигации государства; при обоих сценариях должна происходить расчистка баланса ВЭБа – передача плохих активов государству.

На выделении госкорпорации ОФЗ настаивал первый вице-премьер Игорь Шувалов, рассказывали участники обсуждения. Получив ОФЗ, ВЭБ мог бы привлечь ликвидность для погашения долга у ЦБ под залог госбумаг. Против выступил Минфин. Единовременная эмиссия ОФЗ составит около 1,7% ВВП, оценивал Силуанов. Еще на прошлой неделе на совещании у премьера Дмитрия Медведева вариант докапитализации ОФЗ считался основным, рассказывали участники совещания, оставалось только решить – выделить бумаги за год или растянуть на три. Но в среду вечером обсуждение продолжилось у президента Владимира Путина, а на следующее утро Силуанов и обнародовал предложения Минфина.

Чиновники, знакомые с ходом дискуссии, объясняют: Минфин перехватил инициативу и предложил решение, наименее болезненное для бюджета. Минфин использовал привычную тактику: донес свой вариант напрямую до президента, объясняет федеральный чиновник. Это не означает, что докапитализации через ОФЗ не будет, но теперь спешки нет – сначала погасят долг, а потом будут прорабатывать реформу ВЭБа, объясняет чиновник. Никакого решения по ВЭБу еще не принято, стратегия Минфина понятна – пытается продвигать наиболее удобное для него решение, говорит высокопоставленный чиновник.

Представители Минфина и секретариата Шувалова отказались от комментариев.

В 2016 г. ВЭБу предстоит погасить выпуски на $400 млн и на 500 млн франков, приводит данные аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай, график погашения в следующие годы довольно равномерный, пиков нет. Но проблемы ВЭБа одними деньгами не решить. Помощь деньгами и докапитализация должны быть параллельными процессами, говорит сотрудник госкорпорации: «Деньги из бюджета для погашения долга – кратковременное решение, проблемы с капиталом остаются». Достаточность капитала ВЭБа – около 12,3% при нормативе ЦБ в 10%, но из-за убытков по проблемным активам капитал будет проседать, объяснял сотрудник госкорпорации (формально ВЭБ не должен соответствовать нормативам ЦБ, но к капиталу привязаны ковенанты по его евробондам). Кроме того, если государство заберет активы у ВЭБа, то у госкорпорации возникнет дыра в капитале, заполнить которую можно было бы ОФЗ, объясняли чиновники. Все министерства понимают, что ВЭБу нужна серьезная перестройка, вопрос лишь в сроках, успокаивает чиновник финансово-экономического блока правительства.

Выделение ВЭБу денег на погашение валютных долгов не создаст серьезных рисков для курса рубля – суммы не велики, но давление все же может усилиться, предупреждает Порывай: госкорпорация будет покупать доллары, чтобы платить по долгам. Конвертацию еврооблигаций он считает наименее болезненным способом поддержки. Есть два варианта и при обоих все операции проходят за рубежом, рассуждает Порывай: прямая конвертация либо Россия привлекает валюту на внешних рынках, чтобы расплатиться по долгам ВЭБа.