Экономика
Бесплатный
Екатерина Мереминская
Статья опубликована в № 4090 от 07.06.2016 под заголовком: Дороги появятся позже

Минтранс надеется выполнить поручение Владимира Путина

Министерство рассчитывает резко увеличить строительство дорог в 2018–2020 годах

В этом году будет построено и реконструировано 360,3 км федеральных трасс, говорится в новой версии проекта деятельности Минтранса на 2016–2020 гг. (документ опубликован на его сайте, см. график). Планы министерства сильно снизились – в версии документа от 2013 г. они были вдвое выше (734,2 км).

Строительство дорог резко сократилось в 2015 г.: первоначальный план был 652,5 км, потом он сократился до 566,5 км, а в итоге было введено 422 км. В бюджете 2015 г. было сокращено финансирование со 129 млрд до 93,3 млрд руб., объяснял Минтранс, кроме того, в 2014 г. план был перевыполнен на 47,48 км. Спад, по прогнозам Минтранса, растянется на три года. Но затем отрасль ждет рывок – в 2018 г. должно быть построено втрое больше, чем в 2017 г., и еще почти в 2 раза больше в 2020 г.

Удвоить строительство дорог поручал президент Владимир Путин в инаугурационных указах 2012 г. За 2003–2012 гг. было построено и реконструировано 3800 км федеральных трасс. То есть Минтрансу предстояло ввести в эксплуатацию 7600 км в 2013–2022 гг. Пока построено 1733 км, до 2020 г. Минтранс планирует построить еще 4517 км. «Мы далеко не дотягиваем до тех объемов, которые необходимы для удвоения строительства», – констатировал в апреле гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. Представитель Минтранса не прокомментировал прогнозы. Несмотря на снижение финансирования в 2015–2016 гг., Росавтодор будет пытаться выполнить поручение президента, комментирует представитель агентства. Но для этого в будущем нужно увеличивать финансирование, признает он, кроме того, Росавтодор планирует привлекать частный капитал.

Поручения президента не были надуманной политической декларацией, это была консенсус-позиция экспертов и отраслевого сообщества, вспоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, тогда преобладал бюджетный оптимизм, который потом корректировался вслед за действительностью. Если подходить к поручению формально, то выполнить его несложно – например, построив сотни километров однополосных дорог, рассказывал федеральный чиновник. Обсуждалось снижение максимальной расчетной скорости движения по трассам со 150 до 130 км/ч – это снизило бы стоимость строительства дорог и не нарушило бы нормативов. Но чтобы увеличить пропускную способность, нужны дорогостоящие эстакады и развязки, поэтому обсуждалась идея учитывать сложные сооружения с повышающим коэффициентом, чтобы они давали прирост километража.

План на 2016–2017 гг. вполне реалистичный, считает Блинкин. А будущие рекорды – обычная практика долгосрочного планирования Минтранса, когда недостроенные километры «перемещаются вправо», построить их смогут только при повышении бюджетного финансирования.

Заявленные планы выглядят аг­рессивно, непонятно, откуда появятся деньги и кто будет строить эти дороги после 2018 г. – ситуация в отрасли сложная, говорит партнер KPMG Алексей Назаров. Если найдутся деньги, то строительная отрасль построит запланированные дороги, полагает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Помимо крупных государственно-частных проектов, таких как платные трассы Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД, есть планы реконструкции дорог Москва – Уфа и Москва – Челябинск, нуждаются в реконструкции и трассы Москва – Киев, Москва – Ялта, говорит Мазур. Нельзя отказываться от плана удвоить строительство, считает Блинкин, Россия в рейтинге качества автомобильных дорог занимает 123-е место (из 140 стран в Индексе всемирной конкурентоспособности – 2015–2016), а по протяженности дорог в сопоставлении с населением на одном уровне с бедными странами Африки и Азии.