Статья опубликована в № 4107 от 01.07.2016 под заголовком: Госкомпании проверят себя

ФАС предлагает новую обязанность для госкомпаний

Обсуждается обязательная проверка антимонопольных рисков
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Имеет смысл подумать об обязательном внедрении антимонопольного комплаенса в компаниях с госучастием, государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ГУП и МУП), естественных монополиях, заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский на заседании Ассоциации менеджеров.

ФАС вскоре представит на суд общественности законопроект о внутренней системе предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса), обещал Пузыревский, готовятся и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы признать наличие такой системы смягчающим обстоятельством. Если глава сбытового подразделения вступил в сговор с коллегой из другой компании, их ждет административная и уголовная ответственность, но за что наказывать компанию, если нарушены и ее правила, объяснял в 2015 г. идею руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Смягчающее обстоятельство станет причиной снижения оборотного штрафа на 1/8, сказал Пузыревский, но компании придется доказать, что система использовалась, например была опубликована на сайте, что в компании есть человек, отвечающий за комплаенс.

Снижение штрафа на 12,5% будет мощным стимулом для компаний задуматься, как вести себя на товарном рынке, снизится количество нарушений, у ФАС будет меньше работы, это разгрузит суды (см. график), ожидает Пузыревский.

Несколько компаний уже ввело такой контроль: МТС, «Уралкалий», «Сибур», «Балтика», перечислили участники заседания. В МТС проанализировали 120 внутренних регламентов, чтобы понять, где ввести комплаенс, тренинги прошли 1000 сотрудников, в том числе весь топ-менеджмент, каждому сотруднику поставили скрин-сейверы, объясняющие, что такое комплаенс и картели, рассказала руководитель направления антимонопольного комплаенса МТС Марина Наволокова.

Сейчас компании сокращают затраты и оптимизируют штат и сложно убедить акционеров, что надо потратиться на обучение сотрудников, считает советница гендиректора Первой грузовой компании Светлана Зиновьева. Акционеры должны сопоставлять затраты с выгодой по оборотным штрафам, а для госкомпаний и предприятий, где владелец государство, можно сделать это обязательным, ответил Пузыревский. Затраты на введение комплаенса несопоставимы с выигрышем по оборотным штрафам, считает вице-президент по правовым вопросам «Балтики» Антон Рогачевский: на внедрение нужны не столько деньги, сколько время высшего руководства, без личного участия в продвижении комплаенса ничего не будет.

Обязательный комплаенс для госкомпаний не должен быть индульгенцией, автоматическим снижением штрафа, предупредил Пузыревский: можно подумать о штрафе, если комплаенс не введен.

Все серьезные нарушения одобряются высшим руководством компании, что такого надо написать в регламенте компании, чтобы топ-менеджмент перестал сознательно идти на нарушения, задал вопрос руководитель рабочей группы Ассоциации региональных операторов связи Василий Левчик: если огромные оборотные штрафы не удерживают от нарушений, то почему должна удержать скидка?

Антимонопольный комплаенс может быть воспринят крупными госкомпаниями, но для тысяч средних и мелких ГУПов и МУПов остаться невостребованным, полагает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов: есть вероятность, что обязывание госкомпаний, ГУПов и МУПов не станет той мерой, которая системно повлияет на улучшение конкуренции. Куда важней, что расширяется практика использования единственного поставщика по решению правительства и президента, указывает он. 44% в 2015 г. примерно на 504 млрд руб., или на 87,3 млрд руб. больше, чем в 2014 г. Непонятно, насколько ФАС может быть эффективна в противодействии этому, говорит Дианов. Вызывает также сомнение, окажется ли эффективной новая практика ФАС направлять крупным компаниям письма с указанием на возможное нарушение, а не классический механизм возбуждения антимонопольных дел, заключает он.

Читать ещё
Preloader more