ФАС предлагает новую обязанность для госкомпаний

Обсуждается обязательная проверка антимонопольных рисков
Антимонопольная служба предлагает новую обязанность для госкомпаний – проверку антимонопольных рисков/ Е.Разумный / Ведомости

Имеет смысл подумать об обязательном внедрении антимонопольного комплаенса в компаниях с госучастием, государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ГУП и МУП), естественных монополиях, заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский на заседании Ассоциации менеджеров.

ФАС вскоре представит на суд общественности законопроект о внутренней системе предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса), обещал Пузыревский, готовятся и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы признать наличие такой системы смягчающим обстоятельством. Если глава сбытового подразделения вступил в сговор с коллегой из другой компании, их ждет административная и уголовная ответственность, но за что наказывать компанию, если нарушены и ее правила, объяснял в 2015 г. идею руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Смягчающее обстоятельство станет причиной снижения оборотного штрафа на 1/8, сказал Пузыревский, но компании придется доказать, что система использовалась, например была опубликована на сайте, что в компании есть человек, отвечающий за комплаенс.

Снижение штрафа на 12,5% будет мощным стимулом для компаний задуматься, как вести себя на товарном рынке, снизится количество нарушений, у ФАС будет меньше работы, это разгрузит суды (см. график), ожидает Пузыревский.

Несколько компаний уже ввело такой контроль: МТС, «Уралкалий», «Сибур», «Балтика», перечислили участники заседания. В МТС проанализировали 120 внутренних регламентов, чтобы понять, где ввести комплаенс, тренинги прошли 1000 сотрудников, в том числе весь топ-менеджмент, каждому сотруднику поставили скрин-сейверы, объясняющие, что такое комплаенс и картели, рассказала руководитель направления антимонопольного комплаенса МТС Марина Наволокова.

Сейчас компании сокращают затраты и оптимизируют штат и сложно убедить акционеров, что надо потратиться на обучение сотрудников, считает советница гендиректора Первой грузовой компании Светлана Зиновьева. Акционеры должны сопоставлять затраты с выгодой по оборотным штрафам, а для госкомпаний и предприятий, где владелец государство, можно сделать это обязательным, ответил Пузыревский. Затраты на введение комплаенса несопоставимы с выигрышем по оборотным штрафам, считает вице-президент по правовым вопросам «Балтики» Антон Рогачевский: на внедрение нужны не столько деньги, сколько время высшего руководства, без личного участия в продвижении комплаенса ничего не будет.

Обязательный комплаенс для госкомпаний не должен быть индульгенцией, автоматическим снижением штрафа, предупредил Пузыревский: можно подумать о штрафе, если комплаенс не введен.

Все серьезные нарушения одобряются высшим руководством компании, что такого надо написать в регламенте компании, чтобы топ-менеджмент перестал сознательно идти на нарушения, задал вопрос руководитель рабочей группы Ассоциации региональных операторов связи Василий Левчик: если огромные оборотные штрафы не удерживают от нарушений, то почему должна удержать скидка?

Антимонопольный комплаенс может быть воспринят крупными госкомпаниями, но для тысяч средних и мелких ГУПов и МУПов остаться невостребованным, полагает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов: есть вероятность, что обязывание госкомпаний, ГУПов и МУПов не станет той мерой, которая системно повлияет на улучшение конкуренции. Куда важней, что расширяется практика использования единственного поставщика по решению правительства и президента, указывает он. 44% в 2015 г. примерно на 504 млрд руб., или на 87,3 млрд руб. больше, чем в 2014 г. Непонятно, насколько ФАС может быть эффективна в противодействии этому, говорит Дианов. Вызывает также сомнение, окажется ли эффективной новая практика ФАС направлять крупным компаниям письма с указанием на возможное нарушение, а не классический механизм возбуждения антимонопольных дел, заключает он.