Экономика
Бесплатный
Александра Прокопенко|Екатерина Мереминская
Статья опубликована в № 4262 от 14.02.2017 под заголовком: Госзаказ, а не госзадание

Часть бюджетных денег на социальные услуги предлагается распределять через госзаказ

Это повысит их качество, считают в Минфине. Нужны экономически обоснованные тарифы на услуги, указывают эксперты

На рынке социальных госуслуг появятся конкуренция и частные компании – Минфин предлагает распределять бюджетные средства через госзаказ. Законопроект внесен в правительство. Если не будет сложностей в Госдуме, он может вступить в силу в 2018 г., говорит федеральный чиновник.

Есть социальные госуслуги, объясняет чиновник, – в образовании, здравоохранении, физкультуре, санаторном лечении, искусстве, кино и туризме. Раньше конкретное учреждение получало госзадание и субсидию, сказано в законопроекте, а госзаказ – новая форма финансирования социальных госуслуг: с бюджетным санаторием будут конкурировать и частные, и другие бюджетные организации. Субсидии на госзадание (по консолидированному бюджету и на социальную, и на другие сферы) в 2015 г. составили 2,7 трлн руб.

Заключать договоры на оказание социальных госуслуг смогут любые юридические лица, говорится в документе, а также физические лица и индивидуальные предприниматели. Отбор исполнителей конкурентными способами должен осуществляться в отношении не менее 60% услуг, включенных в госзаказ, отмечается в законопроекте.

Данные о 60% услуг некорректны, спорит представитель Минфина: каждое учреждение само определит, какую часть услуг распределит на конкурсе или аукционе. Показателей, которых необходимо достичь по истечении переходного периода, законопроект не предусматривает, подчеркивает он.

Это не классические закупки по 44-му федеральному закону, говорит чиновник: он не позволяет заключать контракты в отношении третьих лиц и ставить такие бюджетные обязательства на учет. Кроме того, процедуры 44-ФЗ ориентированы на снижение цены, что не совсем подходит для госуслуг, где в приоритете качество услуги за те же деньги, объясняет он.

По данным Федерального казначейства, в 2016 г. в России было 168 000 государственных и муниципальных учреждений. Почти 60% из них относились к сфере образования, 14% – культуры и кинематографии, 2,7% – физкультуры и спорта. Известно, сколько средств консолидированного бюджета идет на госзадания и, значит, будет разыгрываться на конкурсах.

Передовые регионы

В Башкирии 22% средств региональной госпрограммы «Социальная защита населения» (460 млн руб. в 2015 г.) распределяются через госзаказ, подсчитал представитель АСИ. В Ханты-Мансийском автономном округе за счет региональных субсидий компенсируются затраты образовательных организаций в части программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях и др. В Пермском крае все нестационарные услуги в сфере социального обслуживания предоставляются негосударственным сектором, говорит представитель АСИ, на аутсорсинг переданы и организация питания, и техническое обслуживание в стационарах; имеется опыт закупок клининговых и охранных услуг для учреждений социального обслуживания.

Социальные госуслуги в регионах (см. врез) уже разыгрывают на конкурсе, говорит вовлеченный в дискуссию эксперт, в федеральном законодательстве этого нет, нужно восполнить пробел. Для бюджетных учреждений это и вызов, оценивает он, и стимул развиваться.

Оказание социальных услуг НКО и предпринимателями потребует лицензий, полагает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: без них невозможна работа ни в образовании, ни в здравоохранении, только некоторые виды социального обслуживания.

Передача НКО части госуслуг в социальной сфере может быть организована так, считает представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ; разработчик дорожной карты допуска НКО): закрепить минимальное содержание услуги с учетом финансирования; определить целевые группы; утвердить методику расчета стоимости услуг, а также перечень услуг и функций государственных и муниципальных учреждений в социальной сфере, которые передаются НКО.

Где есть экономически обоснованные тарифы, давно все платят и получают услуги, указывает Овчарова: например, в системе социального обслуживания нет никаких ограничений для тех, кто попал в реестр организаций, имеющих право на оказание услуг. Проблема в тарифах: они у государства такие низкие, что неинтересны частному сектору: «Пока инициатива больше похожа на холостой выстрел».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать