Государство защищает закупки от санкций

Для этого ему потребовался банк для гособоронзаказа и крупных контрактов
Лишь один банк получит доступ к информации о сделках гособоронзаказа / Артем Сизов/ для Ведомостей

Чиновники подстраивают систему закупок под новые условия санкций. Промсвязьбанк, отправленный на финансовое оздоровление месяц назад, возьмет на себя обслуживание гособоронзаказа и крупных госконтрактов, сообщил Минфин. Банк станет собственностью государства, будет проводить его расчеты с подрядчиками и кредитовать их. В течение I квартала он будет докапитализирован и передан государству, сообщил ЦБ. Возглавит его Петр Фрадков – нынешний гендиректор Российского экспортного центра.

Расходы Минобороны по гособоронзаказу в 2018 г. составят 1,5 трлн руб., говорила замминистра обороны Татьяна Шевцова. Какие еще контракты кроме военных будет обслуживать Промсвязьбанк, Минфин не комментирует. Новая концепция работы банка стала неожиданной даже для многих профильных чиновников, рассказывает один из них.

Необходимость в специальном банке возникла после принятия закона о новых санкциях США, объясняет топ-менеджер оборонно-промышленного холдинга. Другие банки, ссылаясь на санкционные риски, отказались обслуживать гособоронзаказ и некоторые гос­контракты: они всю осень объясняли свою позицию в высоких кабинетах, рассказывает банкир. Промсвязьбанк сможет работать без оглядки на санкции, отмечает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Сам же банк, весьма вероятно, может оказаться под санкциями, сказал «РИА Новости» Александр Данилов из Fitch.

До сих пор не ясно, будет ли Промсвязьбанк обслуживать контракты по определенным госпрограммам, контрагентам либо будет ценовой порог, который поможет выявить крупнейшие контракты, говорит чиновник. Лишь небольшая часть расчетов по госзаказу будет переведена в этот банк, утверждает другой чиновник. О переводе в Промсвязьбанк всех госзакупок, либо закупок отдельных субъектов, либо закупок по целым госпрограммам речи не идет, указывает представитель Минфина. Создание такого опорного банка не снизит прозрачность системы госзакупок, уверяет он, это разные темы.

Новая угроза

C февраля риски для компаний, работающих с контрагентами, которые оказались под санкциями, вырастут. Тем, кто после 2 августа 2017 г. совершил «существенную транзакцию» с российской компанией из составленного госдепартаментом перечня, грозят те же санкции, что и российскому бизнесу (замораживание счетов, запрет на займы в США и т. д.). В перечне «Ростех», «Сухой», «Калашников», «Оборонпром», «Рособоронэкспорт» и т. д. Наказание за сделку с ними могут понести компании или люди по всему миру. А в конце января должен появиться список людей, приближенных к Владимиру Путину. Какие санкции будут распространены и на кого, пока не известно.

Логично, что государство стремится сократить число банков, которые имеют доступ к информации о сделках с компаниями под санкциями, отмечает Сухадольский. Важно обезопасить инфраструктурные проекты, говорит чиновник, не дать сорвать строительство – например, в Крыму. Скандал, разгоревшийся из-за поставки структурами «Ростеха» в Крым газовых турбин Siemens для электростанции в Тамани, стал одним из поводов для государства скорректировать политику публичности закупок.

Правительство разрешило компаниям не раскрывать информацию о сделках, если они связаны с военными контрактами, а также с лицами, против которых введены санкции. Ограничен и доступ к информации о закупках – госкомпаниям разрешено не раскрывать их поставщиков и подрядчиков, они могут ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе, цене закупки – без данных о победителе. А силовики – Минобороны, ФСБ и СВР – смогут определять поставщиков на закрытых конкурсах. Мера временная – до 1 июля 2018 г., следовало из постановления. К этому сроку будут приняты акты, которые развивают недавние поправки, поясняет федеральный чиновник. Закон о госзакупках дополнен нормами о проведении процедуры в закрытой форме, а поправки в закон о закупках госкомпаний позволят им чаще не раскрывать информацию о поставщике, говорит чиновник.

Госзакупщики страдают из-за санкций не меньше госкомпаний. К примеру, у «Роскосмоса», который закупает по правилам госзакупок, регулярно возникают проблемы при работе с крупными подрядчиками, в том числе российскими, они боятся огласки, а заменить технологии и найти другого поставщика крайне сложно, рассказывал человек, близкий к «Роскосмосу».

Работа банка будет надлежащим образом контролироваться правительством и ЦБ, обещает представитель Минфина. Для заказчиков важно, чтобы уровень сервиса с появлением единого банка не упал, говорит руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Создание такой структуры на базе Промсвязьбанка не простая задача, замечает банкир. Попытка создать «бутылочное горлышко» может сделать госзакупки менее эффективными, считает гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро: ресурсов одного банка может не хватить для всего гособоронзаказа и крупных госконтрактов.