Потери инфраструктурных проектов от снижения субсидии на НДС могут превысить 15 млрд рублей

Возмещать их, скорее всего, придется регионам
Расплачиваться за налоговые расходы инвесторов инфраструктурных проектов вероятнее всего придется регионам/ Евгений Разумный/ Ведомости

Поправка в Налоговый кодекс, обязывающая бизнес платить НДС с субсидий, полученных им на возмещение затрат, была рассчитана на сельхозпроизводителей и промышленников, но ударила и по инвестициям в инфраструктуру – концессионным соглашениям частных инвесторов с государством, пишут аналитики InfraOne. Сильнее всего пострадают проекты региональной транспортной инфраструктуры с большой господдержкой, предупреждают они.

С июля 2017 г. концессионеры не могут возместить налог с затрат, профинансированных из капгранта, а с января 2018 г. на 18% уменьшается каждая субсидия или бюджетная инвестиция (деньги в обмен на долю государства в проекте). Из-за принятых поправок строители обхода Хабаровска могут потерять 4,6 млрд руб. (или 12% стоимости проекта), четвертого моста через Обь в Новосибирске – 4 млрд руб. (9,8%), Восточного выезда из Уфы – 3,7 млрд руб. (11,9%), если в проекте не были предусмотрены особые обстоятельства, подсчитали аналитики InfraOne возможные потери инвесторов. В группе риска в первую очередь Новосибирский мост и обход Хабаровска, согласен исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко.

Минэкономразвития обещало решить проблему, внеся поправки в законодательство, Минфин – обсудить увеличение субсидий на размер НДС, который теперь нельзя принять к вычету. В апреле такие поправки уже были внесены в Госдуму депутатом от ЛДПР Александром Старовойтовым, проект предлагает вывести концессионные соглашения из-под действия новых норм. Если они будут приняты, не пострадает ни один проект – концессионеры смогут возместить налог в течение трех лет, пишут аналитики InfraOne.

Но правительство еще не дало заключение на проект, без которого внести поправки в Налоговый кодекс нельзя. Пока чиновники поправками не занимаются, говорит собеседник «Ведомостей», знающий это от нескольких чиновников. Представители Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы «Ведомостей».

Пока же инвесторов может защитить режим особых обстоятельств, которые прописаны в соглашениях, говорят аналитики. Некоторые проекты, например строительство моста через реку Чусовую, подстраховались через такой режим и методику расчета платы концедента, знает Ткаченко, риски лягут на плечи региона. Не понесут дополнительных затрат и инвесторы проекта «Восточный выезд», рассказал представитель проектной компании ООО «БКК». Он с расчетами аналитиков InfraOne не согласен. Представители проектных компаний, строящих обход Хабаровска и Новосибирский мост, – ООО «Сибирская концессионная компания» и ООО «РКК» соответственно – не ответили на запросы. Представитель основного акционера проектов – группы ВИС – отказался от комментариев.

Концедент обязан принять меры для окупаемости инвестиций концессионера и по закону о концессиях, напоминает руководитель российской практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров: увеличить размер платы концедента, срок концессионного соглашения, расходы государства на строительство, предоставить дополнительные гарантии. Каждое концессионное соглашение индивидуально, это должно защитить проекты от дефолтов, считает он.

Концессионер может потребовать недополученные средства от концедента, но, как правило, уже из регионального бюджета. Финансовые же возможности регионов ограниченны. Как ни крути, проблема приобретает статус федеральной, отмечает управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Федеральный бюджет не теряет, а регионам и муниципалитетам придется закладывать дополнительные 18 руб. на каждые 100 руб., согласен вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.

Общие потери проектов, которые будут подписаны в 2018 г., аналитики InfraOne оценили в 8–10 млрд руб. (7–8% общей стоимости) за все время создания объекта. Уже заключенных в 2016–2017 гг. проектов – до 16–19 млрд руб., подсчитали они. Оценки подтверждает Чичканов, призывая снять ограничения для концессий и ГЧП.

Для будущих же проектов, которые планируется софинансировать в том числе из средств будущего фонда развития, инвесторы, видимо, уже будут учитывать возможные потери, считает Ткаченко, что, правда, снизит эффективность федеральной поддержки. С одной стороны, запускается механизм поддержки региональных ГЧП-проектов, с другой – использование поддержки региональными властями потребует от них дополнительных затрат из бюджета для компенсации инвесторами затрат, связанных с НДС, платежи по которому вернутся в федеральный бюджет, удивляется он.