Статья опубликована в № 4667 от 04.10.2018 под заголовком: Тест государственной важности

Россия может улучшить оценку качества образования

Но для этого должна мотивировать школьников ответственно сдавать международные тесты

Такой совет дают Шазие Пелин Акиел из Университета Билькент, а также Кала Кришна и Джинвен Ванг из Университета Пенсильвании в исследовании о международном тестировании PISA. Каждые три года его проводит Организация экономического сотрудничества и развития для оценки грамотности 15-летних школьников (в 2015 г. в нем приняли участие более полумиллиона школьников из более чем 70 стран). Тест оценивает их знания по математике, естественным наукам и чтению.

На результаты теста ориентируются и российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. Сейчас чиновники решают, на основе каких рейтингов и тестов будет определяться вхождение в «десятку», рассказывает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова, рейтинг PISA – основной и его значимость в ближайшие шесть лет возрастет.

Но для школьника тест не влияет на его дальнейшую жизнь и не слишком важен. Поэтому многие из них не относятся к нему серьезно. В мире таких более 25%, подсчитали авторы работы. «Несерьезные» ученики не тратят достаточно усилий на ответы: пропускают вопросы или отвечают на них слишком быстро. В Бразилии и Доминиканской Республике таких школьников более 50%, в Южной Корее – 13,6%, в России – 29%. Причин такого отношения может быть много: подростки могут быть разочарованы в школьной системе, недовольны количеством тестов, считать, что учеба в школе не улучшает их перспективы.

В среднем, если бы все школьники отдельной страны всерьез отнеслись к тесту, она могла бы подняться в итоговом рейтинге на 15 позиций, подсчитали авторы работы. Правда, если все страны одновременно замотивируют своих учащихся – максимум на пять.

Потенциал роста и падения зависит от способностей школьников. Например, в России и Португалии «несерьезные» учащиеся обладают хорошими способностями: если бы они постарались, Россия поднялась бы на семь позиций, Португалия – на 15. И даже если бы все ученики мира отнеслись к тесту серьезно, Россия все равно поднялась бы на четыре позиции. А вот Бразилия – всего на одну: способности ее «несерьезных» детей невелики.

Тем не менее результаты тестирования PISA существенно влияют на политику властей в области образования, предупреждают исследователи: Индия, впервые приняв в нем участие, допустила к тестированию школьников лишь нескольких штатов и оказалась второй с конца: ее средний восьмиклассник по математике справлялся на уровне третьеклассника из Южной Кореи, а по чтению – на уровне второклассника из Шанхая. После скандала в прессе правительство страны запретило тестирование. Китай, который занимал первые строчки в рейтинге в 2009 и 2012 гг., в 2015-м допустил к тестированию школьников за пределами Шанхая – в итоге его рейтинг снизился, а лидером стал Сингапур.

Рейтинг PISA широко известен среди экспертов в сфере образования, замечает Овчарова, тем не менее любой рейтинговый показатель, основанный на тестировании, субъективен и не может быть единственным основанием для принятия серьезных решений. Рейтинг дает много важной информации, однако не учитывает внутристрановые особенности: в разных странах школьное образование решает разные задачи родителей и учащихся и сложно представить, что российские школьники так же относятся к прохождению ЕГЭ, замечает сотрудник ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов. Повысить мотивацию можно, если объяснять школьникам, что тест важен для оценки позиций страны и школы, а также включать результаты PISA в индивидуальное портфолио ученика, считает он.-

Читать ещё
Preloader more