Статья опубликована в № 4667 от 04.10.2018 под заголовком: Тест государственной важности

Россия может улучшить оценку качества образования

Но для этого должна мотивировать школьников ответственно сдавать международные тесты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Такой совет дают Шазие Пелин Акиел из Университета Билькент, а также Кала Кришна и Джинвен Ванг из Университета Пенсильвании в исследовании о международном тестировании PISA. Каждые три года его проводит Организация экономического сотрудничества и развития для оценки грамотности 15-летних школьников (в 2015 г. в нем приняли участие более полумиллиона школьников из более чем 70 стран). Тест оценивает их знания по математике, естественным наукам и чтению.

На результаты теста ориентируются и российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. Сейчас чиновники решают, на основе каких рейтингов и тестов будет определяться вхождение в «десятку», рассказывает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова, рейтинг PISA – основной и его значимость в ближайшие шесть лет возрастет.

Но для школьника тест не влияет на его дальнейшую жизнь и не слишком важен. Поэтому многие из них не относятся к нему серьезно. В мире таких более 25%, подсчитали авторы работы. «Несерьезные» ученики не тратят достаточно усилий на ответы: пропускают вопросы или отвечают на них слишком быстро. В Бразилии и Доминиканской Республике таких школьников более 50%, в Южной Корее – 13,6%, в России – 29%. Причин такого отношения может быть много: подростки могут быть разочарованы в школьной системе, недовольны количеством тестов, считать, что учеба в школе не улучшает их перспективы.

В среднем, если бы все школьники отдельной страны всерьез отнеслись к тесту, она могла бы подняться в итоговом рейтинге на 15 позиций, подсчитали авторы работы. Правда, если все страны одновременно замотивируют своих учащихся – максимум на пять.

Потенциал роста и падения зависит от способностей школьников. Например, в России и Португалии «несерьезные» учащиеся обладают хорошими способностями: если бы они постарались, Россия поднялась бы на семь позиций, Португалия – на 15. И даже если бы все ученики мира отнеслись к тесту серьезно, Россия все равно поднялась бы на четыре позиции. А вот Бразилия – всего на одну: способности ее «несерьезных» детей невелики.

Тем не менее результаты тестирования PISA существенно влияют на политику властей в области образования, предупреждают исследователи: Индия, впервые приняв в нем участие, допустила к тестированию школьников лишь нескольких штатов и оказалась второй с конца: ее средний восьмиклассник по математике справлялся на уровне третьеклассника из Южной Кореи, а по чтению – на уровне второклассника из Шанхая. После скандала в прессе правительство страны запретило тестирование. Китай, который занимал первые строчки в рейтинге в 2009 и 2012 гг., в 2015-м допустил к тестированию школьников за пределами Шанхая – в итоге его рейтинг снизился, а лидером стал Сингапур.

Рейтинг PISA широко известен среди экспертов в сфере образования, замечает Овчарова, тем не менее любой рейтинговый показатель, основанный на тестировании, субъективен и не может быть единственным основанием для принятия серьезных решений. Рейтинг дает много важной информации, однако не учитывает внутристрановые особенности: в разных странах школьное образование решает разные задачи родителей и учащихся и сложно представить, что российские школьники так же относятся к прохождению ЕГЭ, замечает сотрудник ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов. Повысить мотивацию можно, если объяснять школьникам, что тест важен для оценки позиций страны и школы, а также включать результаты PISA в индивидуальное портфолио ученика, считает он.-

Читать ещё
Preloader more