За что не любит Всемирный банк человек, который может стать его президентом

Дэвид Мэлпасс много критиковал ВБ, пока не стал кандидатом в его президенты. Теперь он признал, что банк реформируется, и верит в его успех
Дэвид Мэлпасс/ Bloomberg / Getti Images

Фирменный стиль Дональда Трампа – назначать руководителями той или иной структуры людей из числа самых ярых их критиков. Как пишет журнал Time, так Трамп поступил с бюро по защите прав потребителей в финансовой сфере, министерством внутренних дел и т. д. Порой дело доходит до смешного. Агентство по охране окружающей среды поручили заботам лоббиста угольной промышленности Эндрю Уилера, а министр энергетики Рик Перри когда-то обещал упразднить это министерство, если попадет в Белый дом.

Всемирный банк не стал исключением. 6 февраля Трамп заявил, что выдвигает на пост президента заядлого критика банка Дэвида Мэлпасса.

Еще недавно Мэлпасса называли в числе претендентов на должность председателя ФРС после ухода Джанет Йеллен.

Сейчас он замминистра финансов по международным отношениям. Это одна из ключевых должностей, фактически это главный финансовый дипломат, объясняет The Wall Street Journal (WSJ).

Мэлпасс тот самый человек, которому Трамп доверил вести переговоры в торговой войне с Китаем. А до этого он буквально вынудил Всемирный банк пересмотреть принципы кредитования.

Теперь Мэлпассу надо снискать расположение бывших врагов. По негласной договоренности руководителем Всемирного банка становится американец, а МВФ возглавляет европеец. Но в последние годы развивающиеся страны пытаются сломать эту традицию. Если в прошлом веке никто не сомневался, что названный президентом США человек и получит пост, в XXI в. есть некоторая интрига вокруг кандидата Трампа. Совладельцы Всемирного банка (а это 189 стран) могут выдвигать своих кандидатов с 7 февраля до 14 марта. По правилам банка США – его блокирующий акционер, но у них всего 16% голосов.

Чтобы заручиться поддержкой остальных акционеров, в прошлую субботу, 9 февраля, Мэлпасс отправился в мировое турне. Первым делом он навестит второго и третьего по величине акционеров Всемирного банка – Японию и Китай.

Из бизнеса на госслужбу

Прадед Мэлпасса в 1883 г. основал чугунолитейное производство в Мичигане и показал всем, что трудолюбивым и предприимчивым американцам по силам одолеть импорт, гордо рассказывал Мэлпасс на слушаниях в конгрессе при утверждении его на должность замминистра финансов. Потомки смогли расширить производство, а сейчас им управляют кузены Мэлпасса, завод называется EJ Co (ранее – The East Jordan Iron Works). Неподалеку, в небольшом городе Ист-Джордан на севере Мичигана, и появился на свет в 1956 г. сам Мэлпасс. Его мать была финансовым директором инженерного факультета Университета Колорадо, а отец управлял семейным бизнесом. Мэлпасс выучился на физика и устроился набираться опыта на завод сталелитейной компании Esco в Портленде (штат Орегон). В итоге его больше привлекли финансы и госслужба. За его плечами МВА в Университете Денвера и обучение премудростям дипломатической службы в Университете Джорджтауна. Он говорит на четырех языках, включая русский, испанский и французский, написано на сайте Fox News.

Как помешать карьере сына

У четы Мэлпасс четверо детей. Старший сын Мэлпасса Роберт во время учебы в Корнельском университете пробовал силы, проходя практику в нью-йоркском хедж-фонде Fortress Investment Group и в посольстве Республики Косово в Панаме, пишет FT. Но, получив диплом, карьеру решил строить в Международной финансовой корпорации. Проблема в том, что это структура Всемирного банка. Выдвижение отца кандидатом в президенты банка ничего не меняет в его судьбе, а вот если отец станет президентом, карьере Роберта в банке конец, замечает FT. Чтобы избежать конфликта интересов, ему придется писать заявление об уходе.

Отработав в Arthur Andersen, Мэлпасс устроился на госслужбу. За время работы в минфине и госдепе при Рейгане и Буше-старшем на его счету участие в разработке налоговой реформы 1986 г., мер по борьбе с финансовым кризисом 1987 г., Международного экономического соглашения 1988 г. Он специализировался на экономике Латинской Америки, помогая создать план по ее выходу из долгового кризиса, и входил в группу минфина по развивающимся странам, которая отвечает в том числе за работу с институтами развития, такими как Всемирный банк.

Успел потрудиться он и старшим аналитиком бюджетного комитета cената, и руководителем аппарата объединенной экономической комиссии конгресса.

Мэлпасс познакомился с Адель Обермейер, тоже работавшей старшим аналитиком бюджетного комитета. Ее отец был редактором и издателем газеты The Northern Virginia Sun в Арлингтоне. Один дед работал партнером юридической фирмы в Филадельфии, а другой, бывший военный, руководил кораблестроительной компанией в Новом Орлеане. В 1993 г. Мэлпасс женился на ней и они переехали из Вашингтона в Нью-Йорк. Адель позже возглавит манхэттенское отделение республиканской партии. А Мэлпасс 15 лет посвятит Bear Stearns, из которых шесть лет проработает главным экономистом. Он с удовольствием выступал на телевидении и писал колонки в ведущие деловые СМИ. О чем, наверное, позже не раз горько сожалел.

Конфуз не впрок

В августе 2007 г. в WSJ выходит самая известная колонка Мэлпасса под заголовком «Не впадайте в панику по поводу кредитных рынков». Он уверял: «Рынки жилищных кредитов и ссудного капитала не такая уж и большая часть американской экономики или рынка труда. Гораздо вероятнее, что экономика будет устойчивой и продолжит уверенно расти в ближайшие месяцы, а возможно, и годы». Успокаивал: «В отличие от сжатия кредитных рынков в 1998 г., с которым многие сравнивают нынешнее время, запасы глобальной ликвидности полны до краев, а не пусты, как в тот год <...> Ни экономика, ни рост занятости не зависят от жилищного вопроса».

Скоро ипотечный рынок заставил пошатнуться всю финансовую систему. Bear Stearns пошел ко дну и в 2008 г. был поглощен JPMorgan. Через три месяца Мэлпасс уволился. После чего организовал собственный бизнес – консалтинговую компанию Encima Global – и подрабатывал в советах директоров нескольких фондов. Например, ворочавшего миллиардами инвестиционного фонда New Mountain Capital.

Писать Мэлпасс тоже не бросил. В 2011 г. он убеждал на страницах WSJ, что Америке нужна высокая процентная ставка, которая укрепит доллар и подстегнет экономический рост. В 2012 г. он повторял в WSJ, что, если не следовать его совету, в 2013 г. грянет рецессия. Многие экономисты с ним не согласились. Хуже того, сама реальность опровергла его идеи, отмечает интернет-издание Vox. Хотя ФРС держала ставку как можно ниже, количество рабочих мест увеличивалось, а доллар укреплялся.

Мэлпасс не забыл и о политике. В 2010 г. он пытался стать кандидатом республиканцев в конгресс от Нью-Йорка, но не смог пройти праймериз. С Трампом ему повезло больше. Во время президентской гонки Мэлпасс стал его экономическим советником. А в августе 2017 г. Трамп назначил его замминистра финансов по международным делам.

Чем Мэлпассу не нравится Всемирный банк

«[Сотрудники Всемирного банка – это] люди, которые летают первым классом, чтобы раздавать советы правительствам», – негодовал Мэлпасс в 2017 г., жалуясь на раздутый штат с завышенными зарплатами (цитата по The New York Times, NYT). Часть его институтов и групп, по его мнению, не имеют права на существование. «Многие структуры Всемирного банка тратят кучу денег, они неэффективны, зачастую коррумпированы при проведении кредитной политики и не действуют во благо людей тех стран, которым выдают кредиты», – перечислял он в Financial Times (FT). К тому же банк и другие организации развития стали больше думать о собственном развитии и престиже, нежели об интересах бедных стран: «[Они] порождают кучу долгов, а проблемы не решают <...> [Они] создали среду, в которой их собственный рост становится не менее важен, чем рост их клиентов» (цитата по Time).

World Bank Group (Всемирный банк)

группа организаций развития
Совладельцы организаций группы – правительства стран-членов (всего 189 стран).
Объем предоставленного финансирования (финансовый год, завершившийся 30 июня 2018 г.) – $66,9 млрд.
Основана в 1944 г. для оказания содействия в послевоенном восстановлении. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Объединяет пять организаций, оказывающих финансовую и техническую помощь развивающимся странам: Международный банк реконструкции и развития (IBRD) и Международная ассоциация развития (IDA) участвуют в финансировании стран с низким и средним уровнем дохода, Международная финансовая корпорация (IFC) предоставляет кредиты и инвестирует в развивающиеся экономики, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA) занимается страхованием от политических рисков и предоставлением гарантий инвесторам, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) обеспечивает правовые возможности для разрешения споров. Наибольшим количеством голосов в организациях группы Всемирного банка обладают США, Япония, Китай, Германия, Франция, Великобритания.

Начиная с 2009 г. 40% займов Всемирный банк выдает странам с высоким уровнем доходов населения, которые объективно не нуждаются в помощи этой организации, приводил Мэлпасс статистику администрации Трампа. Яркий пример – Китай. В конце 2015 г. Китай сам основал международный банк развития – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Он же один из основателей Нового банка развития, созданного членами БРИКС. Но даже после создания двух конкурентов Всемирному банку Китай и не думает отказываться от дешевых денег этой организации, передает смысл его речей журнал Foreign Policy. Получается, что деньги США через Всемирный банк достаются Китаю, тот дает их в долг развивающимся странам и захватывает их стратегические активы, вторит WSJ и цитирует Мэлпасса: «Используемые Китаем нерыночные экспортные кредиты, непрозрачное финансирование и эксклюзивные условия закупки часто приносят пользу [ему как] кредитору большую, чем заемщикам».

С тех пор как был основан Всемирный банк, на рынках капитала произошли революционные изменения, продолжает излагать взгляды Мэлпасса Foreign Policy. Частный капитал стал доступным большему количеству стран по вменяемым ставкам. Эти деньги странам вроде Китая или Индии и надо пускать на развитие. На долю Всемирного банка должна остаться менее масштабная и более узконаправленная деятельность по поддержке тех государств, которым частный капитал опасается ссуживать.

С таким вот человеком чиновникам Всемирного банка пришлось вести переговоры в 2017–2018 гг., когда они решили докапитализировать банк на $13 млрд. От США требовалось внести $1,2 млрд. Мэлпасс поначалу высказывался резко против наращивания капитала. В какой-то момент США отказались выделять деньги. Потом все-таки нашли нужную сумму, но Всемирный банк вынужден был согласиться на ряд условий. Главное из них – у банка стало меньше возможностей кредитовать страны с высоким уровнем доходов и меньше шансов привлечь дополнительный капитал, подводит итог Foreign Policy.

Другое важное направление работы Мэлпасса – торговая война с Китаем. Он главный советник Трампа по переговорам с этой страной и многими успехами в них США обязаны именно ему, считает Fox News. Когда переговоры вел не лично министр финансов Стивен Мнучин, делегацию возглавлял Мэлпасс.

Чем Мэлпасс нравится Европе

Трамп уверен: деятельность международных институтов такова, что США часто оказываются в невыгодном экономическом положении. Мэлпасс согласен: «Сейчас самое подходящее время, чтобы обсудить опасения по поводу быстрого роста глобализма. Мультилатерализм зашел чересчур далеко – до такой степени, что наносит ущерб США и мировому росту» (цитата 2017 г. по Foreign Policy).

В течение следующих пяти лет Всемирный банк собирается инвестировать в проекты, связанные с борьбой против глобального потепления, $200 млрд. Трамп не верит в глобальное потепление. Мэлпасс выказывал недовольство относительно того, что Всемирный банк не только дает кредиты, но и навязывает свои взгляды. Например, он не поддерживает угольную энергетику, так как считает ее виновной в изменении климата, продолжает Foreign Policy. И задается вопросом в заголовке: «Будет ли Дэвид Мэлпасс управлять Всемирным банком или разрушать его?»

Но, как умелый переговорщик, Мэлпасс уже обеспечил себе пространство для маневра. Как только стало известно о его выдвижении на пост президента банка, он заявил: «Некоторые цитируют мои слова из заявлений 2017 г., но это было до того, как Всемирный банк начал работу над собственным реформированием» (цитата по Politico). Он уверяет, что получил многочисленные заверения в поддержке от представителей других стран. Перечислить их, правда, отказывается. Чиновник в администрации Трампа подтвердил NYT, что предварительно кандидатура Мэлпасса обсуждалась с крупнейшими акционерами Всемирного банка и получила положительные отзывы.

В Европе многие считают Мэлпасса, работавшего в трех администрациях президента, достаточно квалифицированным. «По крайней мере, это кто-то хорошо известный, кто-то, с кем правительства могут вести дела. Назначенец Трампа мог оказаться куда хуже», – объяснил Foreign Policy Андре Сапир, бывший экономический советник Еврокомиссии. Плюс Мэлпасса в том, что он тесно работает с Мнучином и дочерью президента Иванкой и хорошо понимает, чего хочет президент Америки. К тому же разбирается в развивающихся рынках в общем и в Латинской Америке в частности, говорили опрошенные FT эксперты. «Меня глубоко заботит миссия [Всемирного банка], преодоление бедности и стимулирование роста, и я уверен, что Всемирный банк сможет добиться успеха», – цитирует Мэлпасса WSJ.