Бизнес просит смягчить условия для уплаты нулевого налога с дивидендов

Это может компенсировать ужесточение критериев налогового резидентства
Бизнес просит у государства снизить долю в уставном капитале, при которой с дивидендов не платятся налоги, с 50 до 25%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Бизнес просит у государства снизить долю в уставном капитале, при которой с дивидендов не платятся налоги, с 50 до 25%, рассказали два человека, участвовавших во встречах компаний и министерств с февраля по апрель при работе над проектом «Трансформация делового климата» (план улучшения условий ведения бизнеса). Идея обсуждалась экспертной группой, подтверждает представитель Минэкономразвития, но в проект распоряжения правительства не вошла – представителям власти договориться не удалось. Обсуждение и доработка идеи будут продолжены в августе – октябре 2019 г., уверен он.

Минфин знает об этих предложениях бизнеса, но не видит причин их воплощать, говорит представитель министерства.

По российским законам контролирующий акционер (более 50%) платит налог на дивиденды по нулевой ставке, в остальных случаях – 13% для российских резидентов и 15% для резидентов других юрисдикций.

Бизнес давно пытается добиться снижения доли владения, при которой ставка нулевая. Сейчас это могло бы немного компенсировать ужесточение критериев налогового резидентства: Минфин предлагает ввести понятие центра жизненных интересов и сократить срок пребывания в России для резидентства со 183 до 90 дней.

241,1 млрд руб.

налога на дивиденды получил бюджет в 2018 г., по данным Федеральной налоговой службы. 175,5 млрд руб. – уплатили иностранные владельцы российских «дочек»

Идею давно поддерживают компании и консультанты: ее воплощение повысит конкурентоспособность российских холдингов, надеется партнер PwC Екатерина Лазорина. Холдинговые режимы в европейских странах более благоприятны, чем в России, – кое-где льготная ставка налога на дивиденды действует, когда у владельца всего 10% компании, объясняет партнер EY Марина Белякова.

Если сэкономленные на налоге на дивиденды деньги будут реинвестированы, выиграет и бизнес, и государство, считает партнер Taxology Алексей Артюх, идея косвенно поощряет инвестиции.

В мае 2018 г. президент «Норильского никеля» Владимир Потанин (34% компании) говорил, что намерен довести долю до 50%, чтобы экономить на налоге на дивиденды, передавал РБК. Потанин объяснял, что этот налог обходится ему в 5–13% в зависимости от бумаг. То есть с $890 млн дивидендов за 2017 г. на налоги он мог потратить $44,5–116 млн. Бизнесмен говорил, что много заработал на дивидендах и хотел бы деньги реинвестировать в компанию – он в нее верит и посвящает ей много времени. Представитель «Интерроса» от комментариев отказался.

Если доля будет снижена, некоторые субхолдинги российских групп переедут в Россию, предполагает Белякова. Если будет, как в Европе, 10%, могут прийти и новые холдинги, и те, кто хотел бы деофшоризироваться, но не готов работать в специальных административных районах (САР), считает Лазорина. САРы – российские офшоры на о. Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области, их резиденты освобождены от налога на дивиденды, если их доля в компании более 15%.

Бизнес, конечно, принимает во внимание налоговые льготы, но для выбора юрисдикции важнее, чем льготы, юридические условия работы, заключает Лазорина.

В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова