Протесты начали сказываться на экономике Гонконга
Но в первую после кризиса 2008 года рецессию ее сталкивают и мировые проблемы
Длящиеся более двух месяцев протесты в Гонконге наложились на общее ухудшение ситуации в городе, материковом Китае и мировой экономике. Гонконг, почти половина торгового оборота которого приходится на Китай, уже начал страдать от торговой войны между Вашингтоном и Пекином, замедления роста в Китае и турпотока с материка. В прошлом году гонконгская экономика остановилась на грани рецессии, а торговый оборот с Китаем упал почти на 8%.
Этим летом массовые протесты против законопроекта об экстрадиции обвиняемых в Китай, которые переросли в требования более широкой демократизации, начали еще сильнее влиять на розничные продажи, приток туристов и краеугольный камень экономики Гонконга – рынок недвижимости. А опасения силового подавления протестов Пекином уже подрывают деловой климат, говорят аналитики и топ-менеджеры: компании откладывают инвестиционные решения, отменяют встречи с клиентами.
В этом году избежать спада, по всей видимости, не удастся. Министр финансов Гонконга Пол Чан заявил на прошлой неделе: «Экономическая ситуация как внутри, так и за рубежом, сложная. Если ослабление [экономики] продолжится в III квартале, мы уйдем в техническую рецессию». Таковой считается сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд. По предварительным данным, во II квартале ВВП сократился на 0,3% к предыдущему кварталу. Ожидаемый рост на 0,6% в годовом исчислении такой же, как и в I квартале, – самый низкий со времен мирового экономического кризиса. При этом последствия массовых протестов, начавшихся 9 июня, на данные за II квартал повлияют слабо.
Протесты могут столкнуть экономику в рецессию, «возможны и более худшие последствия, если дальнейшая эскалация конфликта спровоцирует отток капитала», предупреждает в отчете Capital Economics: это сильно ударит по рынку недвижимости, одному из самых дорогих в мире. «Сейчас кажется, что мы находимся в бесконечном тоннеле потрясений. Но даже если завтра будет найдено решение, мысль о том, что в дальнейшем возможна новая неопределенность, уже посеяна, и это будет удерживать иностранных инвесторов от принятия бизнес-решений», – считает Томми Ву, старший экономист по Азии Oxford Economics в Гонконге (цитата по The Wall Street Journal). Он снизил прогноз квартального роста в июле-сентябре до -0,3%.
Кевин Лай, экономист Daiwa Capital Markets в Гонконге, сказал газете, что снизил прогноз на III квартал до -0,8%: «Мы наблюдаем худший сценарий, когда правительство решает ужесточить позицию по отношению к протестующим».
В четверг Пол Чан представил пакет стимулирующих мер на 19,1 млрд гонконгских долларов ($2,44 млрд), включающий субсидии для малоимущих и некоторых компаний, увеличение налогового вычета для физлиц. Эти меры не связаны с протестами, заявил он, «разумно предположить, что встречные экономические ветры» из-за проблем в мировой экономике «будут очень сильными». Администрация планирует снизить прогноз роста ВВП по итогам 2019 г. с 2–3 до 0–1%, добавил Чан.

Протестный бум
Его план вряд ли сильно поможет открытой экономике Гонконга, полагает Клифф Тан из MUFG. «Мир движется к рецессии. Гонконг не сможет выбраться [из этой ситуации] и не пострадать», особенно учитывая проблемы Китая, где ВВП во II квартале вырос на минимальные с 1992 г. 6,2%, сказал он (цитата по Reuters).
Розничные продажи снижаются практически с начала года, а летом падение ускорилось, составив в июне (последние данные) почти 7%. Китайцы с материка составляют 40% турпотока, но на них приходится 80% розничных продаж, по подсчетам Capital Economics. Между тем аналитики ING еще в июле указывали, что китайцы стали меньше ездить за рубеж и больше покупать на родине товаров, которые традиционно приобретали в других странах, включая одежду и дорогие вещи. Продажи в этих категориях сильно упали в Гонконге, а развернувшаяся в последние недели кампания в китайских СМИ против протестов, по всей видимости, еще больше отбивает желание китайцев ездить в Гонконг.
По словам министра торговли Гонконга Эдварда Яу, в первую неделю августа приехало на 31% меньше туристов, чем год назад. Французская косметическая компания L’Occitane International объявила, что ее выручка в городе упала на 19% во II квартале в том числе потому, что из-за протестов ее магазины были несколько дней закрыты или пусты. Крупнейшая компания мира по управлению активами BlackRock перенесла запланированную на начало сентября конференцию в отеле Four Seasons на февраль. Обычно в ней участвуют руководители BlackRock и более 100 клиентов. «Мы считаем, что лучше провести конференцию попозже, когда на нее сможет приехать больше участников из [Азиатского] региона», – заявила компания.

Гонконгские чиновники уже несколько раз возлагали ответственность за ухудшение экономической ситуации на участников акций. Неделю назад об этом заявила глава администрации Кэрри Лам: экономический удар от протестов хуже, чем во время эпидемии атипичной пневмонии (SARS) в 2003 г., сказала она, спад надвигается «как цунами». Жители, в свою очередь, обвиняют администрацию в том, что она тратит деньги не на их нужды, а на приоритетные для Пекина проекты, а они из-за отсутствия всеобщего избирательного права не могут ее контролировать.
«Гонконг больше небезопасен. "Полицейские силы" могут напасть на любого без последствий», – надпись на плакате протестующих в аэропорту Гонконга. Аналогичное ощущение в Москве. «ОМОН – хозяин города. Потому что только у ОМОНа демонстрации согласованные, своевременные, санкционированные. И ОМОН стоит, где хочет, и ходит, где хочет, и паркуется, где хочет. И еще метелит всех остальных», – заявил на митинге 10 августа журналист Леонид Парфенов

