ФАС представила свою версию реформы закупок

Служба предлагает оценивать поставщиков с помощью их рейтинга
Министр финансов Антон Силуанов (слева) и руководитель ФАС Игорь Артемьев (справа) предложили свои варианты изменений системы госзакупок /TASS

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила упростить условия доступа к госзаказу поставщикам с успешно выполненными контрактами. Сделать это можно с помощью рейтинга деловой репутации предпринимателей, рассказал замруководителя ФАС Михаил Евраев. Рейтинг должен учитывать качество, число, стоимость исполненных контрактов и наличие штрафов. А составлять его можно по данным Единой информационной системы закупок (ЕИС).

ФАС предлагает использовать данные рейтинга при допуске компаний к торгам, оценке участников, а также разрешить компаниям с высоким рейтингом претендовать на снижение обеспечения заявки и исполнения контракта. Также результаты рейтинга ФАС предлагает учитывать как коэффициент к предложенной компаниями цене, чтобы торги не выигрывали те, кто предложил наименьшую цену. Создав такой рейтинг, можно будет перейти на госзаказ 2.0, считает Евраев. Вводить рейтинг ФАС предлагает для поставщиков как по госзаказу, так и для госкомпаний.

Еще одно предложение ФАС – ввести предварительную квалификацию для подтверждения опыта компании. Например, чтобы она уже исполняла госконтракт на сумму не менее чем 20% от начальной цены контракта, на который она претендует. Квалификация может быть универсальной – без учета того, на каком рынке работала компания, и специальной. Универсальная предквалификация поможет в борьбе с профессиональными жалобщиками (подать жалобу сможет только компания с предквалификацией). Чтобы получить специальную предквалификацию, компания должна выполнить работы или поставить товар хотя бы на 20% начальной цены аналогичного контракта.

Создать рейтинг – неплохая идея, но важно, какие именно заказы он будет учитывать, отмечает партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин, есть узко специализированные и небольшие рынки, на которых есть лишь несколько участников с небольшим портфелем выполненных заказов. Есть риск, что в рейтинге узкопрофильные профессионалы будут проигрывать универсальным поставщикам, опасается он.

Введение рейтинга еще нужно обсуждать, его можно ввести в ЕИС, но только когда в законе и системе появятся электронные структурированные контракты и электронное актирование, говорит замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе, это обеспечит чистоту данных в реестре контрактов, без которой качественный рейтинг невозможен.

Жалобы также нужно подавать через ЕИС, при этом претензии должны отображаться в карточке контракта, предлагает ФАС. Весь документооборот в сфере госзаказа должен идти через ЕИС, «когда у нас цифровизация, странно, что до сих пор это делается на бумаге», отметил Евраев. Идея оспаривать закупки через ЕИС упростит и ускорит процедуру, поддерживает юрист, член Ассоциации антимонопольных экспертов Мария Кобаненко. А предквалификация в крупных закупках увеличивает шансы выбрать качественного поставщика, но важно, чтобы она не стала непреодолимым барьером доступа на рынок, предупреждает Кобаненко. Сейчас торги иногда выигрывают компании, которые не могут выполнить заказ.

Комплаенс для закупок

Экспертный совет по закупкам госкомпаний ФАС намерена организовать уже в марте. Служба планирует выработать с представителями компаний стандарты добросовестных практик в закупках. Так, не дожидаясь изменений в законодательстве, можно будет уже навести порядок на практике, объяснил Евраев. 
Стандарты предполагается утверждать поэтапно по направлениям закупок, постепенно распространив на все.

ФАС предлагает реформировать закупки и госкомпаний. Сейчас около 66% заказов госкомпании распределяют неконкурентными способами, в том числе отдают единственному поставщику, заявил Евраев. ФАС предлагает объединить неконкурентные закупки с закупками у единственного поставщика и ограничить их 10% от суммы всех покупок за год. Доля еще обсуждается, уточнил Евраев. Это очередная попытка приблизить закупки госкомпаний к госзаказу, считает Кобаненко, но нужен баланс коммерческих интересов заказчиков и обеспечение конкуренции. ВТБ поддерживает инициативы ФАС, но вопрос нужно дополнительно проработать с участием чиновников и бизнеса, говорит представитель банка.

Также ФАС хочет запретить госкомпаниям менять существенные условия договоров после торгов и обязать обосновывать цену. Мера поможет снизить риски переплаты, считает Вдовин, но необходимо регламентировать порядок расчета цены и разработать методику, чтобы ценообразование не стало формальной процедурой.

Ввести универсальную предквалификацию и обеспечить возможность подать жалобу в электронном виде для госзаказчиков предлагает и Минфин. На этой неделе министерство опубликовало такие поправки в закон о госзакупках. Также Минфин предлагает сократить число способов закупок до трех самых распространенных – конкурс, аукцион и запрос котировок.

В законопроекте Минфина много нужных норм, но нет ключевых предложений ФАС, поэтому служба представила свои проекты, прокомментировал Евраев. Минфин еще не получал последних версий предложений ФАС, ответил представитель министерства, при этом реформировать госзаказ он предлагает именно по своему варианту законопроекта. Предложения же ФАС и других участников обсуждения будут рассматриваться на рабочей группе в Госдуме, как только они поступят в министерство, обещает представитель Минфина.

Сокращение способов закупки еще нужно обсуждать, например, в ЕС у заказчиков широкий перечень способов закупки – переговоры, инновационное партнерство, говорит Кобаненко. Законопроект Минфина предлагает много радикальных процедурных, но не серьезных изменений, комментирует директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. Нужно уходить от процедурного контроля к контролю результатов, категоричен он. Но эта же проблема касается и предложений ФАС – рейтинг также процедура, тогда как главное не то, как отбирали, и даже не цена, а что было сделано, заключает Бегтин.