«Мостотрест» получит контракт на строительство дороги к Крымскому мосту

Компания Аркадия Ротенберга оказалась единственным претендентом на подряд
Контракт на строительство первого этапа дороги из Краснодара к Крымскому мосту получила структура Аркадия Ротенберга /TASS

Контракт на строительство, проектирование и ввод в эксплуатацию первого этапа дороги из Краснодара к Крымскому мосту получила структура Аркадия Ротенберга – подконтрольная «Мостотресту» «Трансстроймеханизация». Других претендентов на контракт стоимостью 59 млрд руб. не нашлось. Это следует из опубликованного на сайте госзакупок протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе. Дорога пройдет от Краснодара через Славянск-на-Кубани в Темрюк, на первом этапе будет построен участок трассы рядом с Крымским мостом.

В конце прошлого года «Мостотрест» уже завершил подрядные работы по строительству железнодорожной части Крымского моста. Новая трасса должна избавить от пробок дороги к мосту, говорил «Ведомостям» человек, близкий к Росавтодору.

Торги на проведение проектирования и строительства нового подхода к Крымскому мосту по территории Краснодарского края были объявлены в феврале. Стоимость контракта – 59,2 млрд руб., при этом речь идет только о первом этапе строительства дороги: полная стоимость трассы с учетом второго этапа оценена почти в 100 млрд руб. Заказчиком выступило подведомственное Росавтодору Управление федеральных автодорог «Тамань». Средства на строительство выделит федеральный бюджет, они предусмотрены проектом комплексного плана развития инфраструктуры. Полностью работы должны быть завершены до середины октября 2024 г.

Изначально в комплексном плане развития инфраструктуры на реконструкцию трассы было выделено 87 млрд руб., но в дальнейшем ставку сделали на строительство новой дороги с частичной реконструкцией старой. Сейчас из Краснодара в Крым ведут две дороги, но проехать по ним тяжело, а значит, новая трасса необходима, говорили «Ведомостям» эксперты. Строительство трассы до Крымского моста и других запланированных дорог позволит без светофоров добраться из Санкт-Петербурга до Севастополя, отмечал ранее вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков: по уже построенной М11 доехать до московской ЦКАД, выйти на трассу М4 «Дон», доехать до будущего обхода Краснодара, потом по новой трассе – до Крымского моста и по трассе «Таврида» в Крыму.

Конкурентов у «Мостотреста» не было из-за того, что практически все строители с мощностями в регионе уже загружены заказами, говорит владелец одной из таких компаний. Видимо, у «Мостотреста» есть свободные мощности в связи с окончанием строительства Крымского моста, добавил он. Сотрудник другой компании считает, что контракт слишком крупный, чтобы на него могли претендовать средние компании: например, по условиям конкурса нужно предоставить гарантию на 17,7 млрд руб., тогда как большинство компаний закредитованы. Но лучше разбить дорогу на небольшие участки, добавил он, тогда и другие строители получили бы возможность принять участие в ее строительстве.

К участникам предъявлялись очень высокие квалификационные требования, объясняет отсутствие конкурентов представитель «Мостотреста»: по опыту участия в завершенных контрактах, проектированию и строительству по контракту. Компания планирует рассмотреть строительство и второго участка трассы, если экономика проекта будет соответствовать требованиям «Мостотреста».

Для строительства дорог высших технических категорий компания должна иметь заказы на $1 млрд в год, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, иначе просто не расплатиться за лизинг техники. С учетом таких расходов фактически на рынке сложилась крохотная олигополия, а контракт получает свободный строитель.