Мишустин добавит регионам устойчивости

По итогам года большинство субъектов Федерации столкнется с бюджетными проблемами
В этом году под удар попали все регионы вне зависимости от участия в программе реструктуризации долгов / Евгений Разумный / Ведомости

В своем отчете перед Госдумой в среду глава правительства Михаил Мишустин пообещал привести параметры бюджетов регионов «к устойчивому уровню по мере улучшения ситуации в экономике». При этом премьер предупредил, что «по итогам года размер дефицита, объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, у регионов может превысить установленные соглашениями о реструктуризации долгов показатели».

Пандемия коронавируса резко ослабила экономику российских регионов, подтверждают аналитики. «На основе анализа информации, представленной 79 субъектами, можно спрогнозировать, что объем выпадающих доходов регионов составит в 2020 г. более 2 трлн руб.», – заявила заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова на выездном заседании бюджетного комитета Совета Федерации, прошедшем на прошлой неделе.

С тревожными оценками выступают и другие аналитики. Если до объявления режима повышенной готовности эксперты прогнозировали существенное снижение экономических показателей в четырех субъектах Федерации (Республике Коми, Хакасии, Ульяновской области и Чукотском автономном округе), то теперь это число увеличилось до 51. Об этом говорится в исследовании РАНХиГС «Изменение социально-экономического положения регионов России в 2020 г.: территориальные особенности реакции на глобальный кризис».

Эти данные согласуются и с выводами Счетной палаты. Ранее она сообщала о том, что, несмотря на рост региональных доходов на 2,1%, на 1 июля 2020 г. поступления по статьям налогового и неналогового дохода снизились на 8,9%, поступления по налогу на прибыль организаций – на 15,2%, а по налогу на совокупный доход – на 12,2%.

Снижение поступлений от налоговых доходов – это лишь отражение негативных процессов в реальном секторе. Отдельные регионы столкнулись с падением экономической активности на 27%, сокращением оборота в рознице на 11%, падением промышленного производства на 39%, объемов строительного производства на 47%, двукратным ростом безработицы и падением бюджетных доходов регионов на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

В своем выступлении в Госдуме Мишустин напомнил, что ранее в этом году правительство уже смягчило правила реструктуризации региональных долгов. «Многие регионы сейчас с трудом выполняют соглашения о реструктуризации, которые предполагают снижение долговой нагрузки год от года. Между тем за нарушение условий этих соглашений им грозит наказание – регион обязан досрочно погасить часть задолженности, но не более 5% ее общего объема. Кстати, 5% – послабление этого года, ранее было 20%», – объясняет руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Исполнять соглашения в этом году будет очень сложно – собственные доходы будут падать, а дефицит необходимо будет финансировать. «Далеко не все могут профинансировать его накопленными за последние пару лет средствами, значит, регионы будут наращивать долг, – добавляет Анисимова. – Числитель растет, знаменатель падает – условие становится невыполнимым».

В этом году под удар попали все регионы вне зависимости от участия в программе реструктуризации, отмечает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Рост расходов (пандемия и кризис) и снижение доходов – это основная проблема, возможны и специфичные для регионов проблемы при стихийных бедствиях», – считает он.

Поэтому смягчение условий реструктуризации региональных долгов стало насущной необходимостью. «Суть смягчения заключается в том, что если налоговые и неналоговые доходы региона снижаются, а мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, приводят к росту расходов, то невыполнение субъектом условий по предельному размеру дефицита и долга не учитывается и досрочно погашать задолженность не нужно», – объясняет Анисимова. При этом ряд аналитиков указывают, что задолженность перед федеральным бюджетом далеко не главная проблема регионов. Гораздо больше сложностей возникает из-за необходимости финансировать дополнительные расходы, связанные с реализацией нацпроектов.

«Выплаты по бюджетным кредитам не составляют значительной доли в общем объеме расходов регионов на погашение долга, – отмечает ведущий аналитик направления «государственные финансы и финансовые институты» S&P Global Ratings Наталья Легеева. – По нашим оценкам, на них приходилось бы всего 16% запланированного годового объема погашений в 2020 г., в то время как основную долю составляют коммерческие обязательства».

Эксперты приводят недавний пример, когда Карачаево-Черкесская республика допустила технический дефолт по выплате купонного платежа по облигациям. «Просрочка длилась всего один день, но очевидно, что региону просто не хватило денег на купонный платеж (это небольшая сумма по сравнению с основным долгом), – рассказывает Анисимова. – Мы иногда видим опасную ситуацию, когда некоторые регионы, не имея запаса ликвидности, очень поздно начинают поиск кредитных ресурсов для рефинансирования погашаемого долга».

Что касается дополнительной помощи регионам, о которой упомянул Мишустин в Госдуме, то выделенных средств явно недостаточно, считают эксперты. На компенсацию расходов, связанных с реализацией мер по борьбе с коронавирусом, регионы получат дополнительно 300 млрд руб. трансфертов в текущем году. По оценке S&P, эта сумма покроет лишь около половины возросших потребностей регионов.

В АКРА и вовсе считают, что совокупный дефицит региональных бюджетов превысит 1 трлн руб. «Казначейские кредиты помогают регионам покрывать риски ликвидности, однако являются лишь временной мерой и обязательны к возврату в течение 180 дней, – отметает еще один источник финансирования Легеева. – Порой регионы вынуждены погашать их, привлекая рыночные заимствования под высокие процентные ставки. Например, Хакасия в июле планирует привлечь банковский кредит размером 1,8 млрд руб. для погашения казначейского бюджетного кредита».

Если объемы помощи федерального бюджета региональным не будет увеличен, то в 2021 г. мы сможем снова увидеть дефицит региональных бюджетов, предупреждают эксперты.