В 2020 году расходы региональных бюджетов увеличились на рекордные 15%

Помимо социальных нужд деньги пошли в основном на инвестиции и капвложения
В 2020 году расходы региональных бюджетов увеличились на рекордные 15% /Евгений Разумный / Ведомости

Снижение доходов региональных бюджетов оказалось в 4 раза меньше, чем ожидал Минфин, сообщил замминистра финансов Леонид Горнин на Гайдаровском форуме. По его словам, в I квартале прошлого года Минфин прогнозировал, что выпадающие доходы будут на уровне 800–850 млрд руб., однако по итогам года они составили всего 220 млрд руб.

При этом, по словам Горнина, у 45 субъектов Федерации объем налоговых доходов вырос по сравнению с 2019 г. Это позволило нарастить расходы, которые по итогам года увеличились примерно на 15% по сравнению с показателями 2019 г. Такого не было и в лучшие времена, отмечают в Минфине. Причем увеличение расходов произошло преимущественно в форме инвестиций и капитальных вложений. При этом регионы не только сами вкладывали деньги, но и смогли привлечь частные инвестиции в промышленный сектор.

Важным фактором успеха было переосмысление такого понятия, как бюджет развития, подчеркивают в Минфине. «В бюджет развития входят не только расходы, непосредственно связанные с предоставлением налоговых трат, льгот и преференций, но и прямые субсидии, компенсации по самым разным направлениям, – пояснил Горнин. – Также в бюджет развития в субъектах РФ сейчас вкладывают траты, направленные на финансирование объектов инфраструктуры, жилищной и транспортной сфер, ЖКХ. Это позволяет снять ограничения для инфраструктурного развития любого субъекта РФ, повышая его инвестиционную привлекательность».

Минфин готов поддерживать регионы, которые всерьез занимаются развитием экономики. «Если будет надо, центр поможет регионам в текущем году справиться с недостающими доходами и запустить инвестиционные процессы», – пообещал замминистра. По его словам, на частичную компенсацию выпадающих доходов в бюджетах субъектов министерством уже зарезервировано 100 млрд руб., но эта сумма может быть пересмотрена в сторону повышения. При этом сохранятся дотации, грантовая поддержка и рефинансирование кредитов.

15%

на столько увеличились расходы у 45 субъектов Федерации из-за роста объема налоговых доходов по сравнению с показателями 2019 г.

Но прямая финансовая поддержка регионов лишь часть амбициозного плана. Продолжится и работа с потенциальными инвесторами, сообщил первый заместитель министра экономического развития Андрей Иванов. «Помимо определенных преференций они получат право самостоятельно принимать решение о том, какой проект может быть целесообразен, – отметил он. – При этом министерство прорабатывает различные формы поддержки инвестиций в регионы, в частности предоставление налогового вычета по прямым налогам». По словам замминистра, «регионы настроены очень амбициозно в части реализации новых инвестиционных проектов». «Несмотря на шоки, связанные с пандемией, мы ведем консультации со всеми регионами страны. За декабрь заключили пока в аналоговом режиме 25 соглашений о защите поощрения капиталовложений, там большой объем ресурсов, уже 1 трлн руб. в этих проектах. Мы создадим более 20 000 рабочих мест в регионах», – сообщил Иванов.

Его слова подтверждает и губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. «Регион достаточно сильно пострадал от снижения поступлений по налогу на прибыль, поскольку мы добываем 16 млн т нефти и 10 млн т калийных удобрений, – рассказал он. – В итоге у нас образовалось 26 млрд выпадающих доходов. Но мы не сократили ни инвестиционные, ни социальные обязательства. Новый бюджет сформирован из расчета расходования 70% на социальные обязательства, все остальное – на инвестиционные цели».

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что Минфин отошел от принципов универсальности и начал гибко подходить к вопросам развития регионов. «У каждого региона бюджет развития свой, и зависит он не от каких-то заранее отработанных критериев, а от потребностей в конкретный момент, будь то медицина или развитие инфраструктуры», – пояснил он.

Однако не стоит рассчитывать, что регионы справятся с задачей выхода из кризиса в этом году, поскольку денег на софинансирование инвестиций у них может не остаться даже и при содействии федерального центра. Как отмечает первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова, «расходы региональных бюджетов действительно возросли, но это затраты, в основном относящиеся к социальной сфере, которые уже на следующем шаге будут требовать дополнительных вложений». Между тем из-за низкого внутреннего и внешнего спроса не улучшается ситуация с поступлениями налога на прибыль, не восстановились платежи налога на имущество, платежи от малого бизнеса.

По мнению Труновой, основной задачей федерального центра и региональных властей в сложившейся ситуации должно стать улучшение инвестиционного климата. Речь не только об увеличении государственных расходов, но прежде всего об устранении барьеров для реализации инвестиционных проектов, о повышении ответственности и возможностей региональных органов власти в инвестиционной сфере. «Например, в настоящее время сфера предоставления государственного и муниципального имущества инвесторам отличается жесткой регламентацией на федеральном уровне. Сложившаяся ситуация требует большей гибкости и учета региональных особенностей: например, целевое предоставление участков для реализации проектов необходимо закрепить не только за масштабными инвестиционными проектами, но и за приоритетными секторами экономики, которые зафиксированы в стратегии социально-экономического развития. Это бы сформировало дополнительный механизм их реализации», – считает первый вице-президент ЦСР.