«Люди пьют по домам»

Бары и сэндвичи под угрозой в Британии
Трудности испытывают и пабы с пивом/ ANDY BUCHANAN / AFP

Количество пабов в Англии и Уэльсе достигло самого низкого уровня за историю наблюдений – в июне их насчитывалось 39 970. В прошлом году в Англии и Уэльсе закрылось 400 пабов, а в первой половине этого года – еще 200. Всего за последние 10 лет Англия и Уэльс лишились более 7000 пивных заведений. Таковы данные консалтинговой компании Altus Group, ведущей статистику с 2005 г. К зиме могут прекратить существование семь из десяти выживающих пока пабов, уверяет отраслевой журнал The Morning Advertiser.

Пабы в убытках

В 2019 г. впервые за десятилетие количество пабов начало увеличиваться. Но затем наступил ковидный 2020 год с карантином, объясняет ВВС. Когда коронавирусные ограничения сняли, выяснилось, что англичане успели привыкнуть к пиву из супермаркета, которое можно распить с друзьями дома или где-нибудь на природе, немало сэкономив на стоимости пинты. Кое-как пабы оправились от этой напасти, но последовали две новые.

Первая – инфляция заставила потребителей еще больше экономить, а пабы – поднимать цены. Продукты питания в июне подорожали на 9,8% год к году, счет в заведениях общепита – на 8,6%. В июле этот рост составил уже 12,7 и 9%, подсчитала Национальная статистическая служба Великобритании (данные по августу выйдут 14 сентября).

Владелец паба Beer Box в Бамбер-Бридж, графство Ланкашир, жаловался The Daily Mirror на то, что его заведение с четвертьвековой историей может не дожить до Рождества: «Сейчас разгар лета, а продажи у нас – как будто зима в разгаре <...> Не то чтобы люди не поддерживали местный бизнес. Я часто вижу постоянных клиентов. Но они просто не могут покупать столько напитков и сидеть [у нас] так же долго, как раньше. Люди пьют по домам, чтобы сэкономить».

Вторая напасть – цены на энергоносители. Из-за подорожания газа взлетели цены на электричество. The Daily Mirror рассказывает историю хозяйки деревенского паба Live & Let Live («Живи и дай жить») Миранды Ричардсон из Харпола, графство Нортгемптоншир. Ее счета за электроэнергию взлетели с 48 000 до 112 000 фунтов за год. После долгих колебаний она приняла решение закрыть паб: «Чтобы выйти на безубыточность, мне пришлось бы продавать 1400 пинт в неделю. В среднем мы продаем 400–500 пинт, и это в удачные времена».

Опрос журнала The Morning Advertiser показал, что более 65% пабов увеличили свои расходы на коммунальные услуги более чем в 2 раза. Из них 30% сообщили о подорожании на 200%, а 8% – более чем на 500%.

Привычная картина паба. Все меньше людей позволяют себе поход в различные заведения / Mary Turner / Bloomberg via Getty Images

Сейчас энергетические компании требуют у малого бизнеса, в том числе пабов, аванса в 10 000 фунтов, пишет The Guardian. «Мы не думаем, что много пабов выживут в этом году, и нам нужны гарантии оплаты», – передал их объяснения один из владельцев паба. Через год, если будет израсходовано меньше внесенного аванса, разницу обещают вернуть. Это еще полбеды. Юрлица обычно закупают энергию на несколько лет вперед по фиксированным расценкам. Если они по каким-то причинам этого не делают, то переходят на ставку, которая изменяется в соответствии с рыночными расценками. Ряд пабов сталкиваются с тем, что им просто отказывают в заключении контракта хоть по фиксированным, хоть по колеблющимся вслед за рынком ценам из опасений, что они разорятся. Британская ассоциация пива и пабов (BBPA) заявила, что одному из ее членов недавно дали от ворот поворот один за другим пять поставщиков и совершенно непонятно, откуда же ему взять электричество.

Пабы пытаются уменьшить потребление электричества за счет экономии, например заменив лампы накаливания на светодиодные, рассказывает ВВС. Но это не дает особых результатов. Управляющий паба Plough в деревне Грэйт-Честерфорд, графство Эссекс, Саймон Клири объясняет, что холодильники, морозильники и система охлаждения в подвале должны работать постоянно: «Многие пабы расположены в очень старых зданиях, и лишь немногие из них могут похвастаться утепленными стенами. Наш паб был построен в 1780 г. В те дни никто не думал об экономии энергии». Его счета за газ и электроэнергию выросли с 13 000 до 35 000 фунтов за год, и теперь паб должен зарабатывать еще 1800 фунтов в неделю, чтобы покрыть расходы.

На 9%

выросли счета в заведениях общепита Англии в июле

Трудности испытывают пабы и с пивом. «Мы наблюдаем рост цен на сырьевые товары и удвоение стоимости солода, – жаловался The Daily Mirror Пол Дэвис, гендиректор пивоваренной компании Carlsberg Marstons. – А также почти утроились затраты на углекислый газ». Газ используется, чтобы газировать пиво. CO2 является побочным продуктом производства азотных удобрений. Но в конце августа их производитель CF Industries объявил, что планирует закрыть свой завод в Биллингеме, графство Дарем. Эту новость обсуждали даже в парламенте – по данным депутатов, CF Industries занимает 42% рынка углекислого газа. В прошлом сентябре компания уже останавливала производство. Тогда ее доля на рынке, по оценкам CNN, была 60% и правительство оказало компании единовременную помощь: в обмен на запуск производства согласилось субсидировать закупки газа в течение трех недель на сумму не более 20 млн фунтов.

Но в этот раз чиновники заявили, что не готовы прийти на помощь производителю. Кстати, страдает не только пивная отрасль: углекислый газ используется при забое птицы и скота и закачивается в упаковки с едой, чтобы увеличить срок годности.

Это проблема не только Великобритании. В Польше Carlsberg заявил, что ему придется значительно сократить или вообще остановить производство пива из-за остановки производства на крупнейших химических предприятиях страны. Carlsberg владеет тремя пивоваренными заводами в Польше и занимает 3-е место с долей рынка 19,4%, судя по данным на его сайте.

Взлет и падение сэндвичей

До того как в 2020 г. офисы оказались закрыты из-за карантина, британцы съедали бутербродов на 8 млрд фунтов в год. Речь только о заранее приготовленных и упакованных сэндвичах, которые обычно продаются в магазинах. Их проникновение достигло 84%. То есть из сотни человек 84 покупали минимум один сэндвич в год. Мало какие продукты столь же популярны, разве что основные вроде молока и кофе, сообщало агентство маркетинговых исследований Kantar.

С начала пандемии прошло два с лишним года, люди уже почти не носят маски и не соблюдают дистанцию – а спрос на сэндвичи до сих пор на 20% ниже, чем до появления ковида. Производители уже не верят, что хорошие времена вернутся.

На 20% ниже

спрос на сэндвичи, чем до появления ковида. Производители уже не верят, что хорошие времена вернутся

Еще 34 года назад этой индустрии не существовало, уверял FT председатель семейного бизнеса Raynor Foods Мэтт Рейнор. Его отец познакомился с руководителем компании, которая только что купила сеть магазинов Co-Op. Новому владельцу пришла в голову идея продавать готовые сэндвичи, а отец Рейнора подрядился их делать. «Нам потребовалось девять с половиной часов, чтобы приготовить 350 бутербродов. Мы сами жарили бекон, варили яйца и изобретали весь процесс с нуля, – вспоминал Рейнор-младший. – Но получились прекрасные бутерброды». Сейчас его компания готовит 80 000 сэндвичей в день для кафе, супермаркетов, столовых и больниц.

На 23%

подскочила стоимость обычного бутерброда с ветчиной с июля 2021 г.

Ритейлер Marks and Spencer, который кроме одежды торгует вином и продуктами, продал свой первый упакованный сэндвич с лососем и помидорами в 1980 г. Сеть сэндвич-шопов Pret a Manger основана в 1983 г. В 1980-х гг. приготовление бутербродов переместилось с кухонь в фабричные цеха. В те годы все больше женщин устраивались на работу и у них не было ни времени, ни сил готовить сэндвичи для ланча мужу и детям. Зарплаты британцев росли, и они могли себе позволить покупать готовые бутерброды, которые были спасением, если у компании не было дешевой субсидируемой столовой. Например, если после приватизации ее закрывал новый владелец. При этом многие производители нанимали дешевую рабочую силу из Европы, перечисляет FT. По данным Федерации продуктов питания и напитков, к 2017 г. граждане ЕС составляли более трети рабочей силы в пищевой промышленности.

Более чем в 2 раза

увеличили свои расходы на коммунальные услуги более 65% пабов. Из них 30% сообщили о подорожании на 200%, а 8% – более чем на 500%

Но пандемия вынудила около 1,3 млн иностранных рабочих вернуться домой. Затем Brexit усложнил трудовую миграцию. Работа в цехе с температурой 2 градуса Цельсия небольшое удовольствие. Производители сэндвичей жалуются, что даже Amazon с его дурной славой без проблем переманивает их работников на свои склады. Могла бы помочь автоматизация. Например, производитель сэндвичей Simply Lunch инвестирует 25 000 фунтов в аппараты, которые намазывают майонез на хлеб и накрывают готовый бутерброд вторым куском хлеба. Но заменить ловкость человеческих пальцев при работе с нестандартными ингредиентами вроде салата очень сложно.

Спросу на сэндвичи мешает то, что в пандемию стали бурно развиваться их злостные конкуренты – сервисы по доставке готовой еды. Теперь практически за те же деньги можно купить не хлеб с различной начинкой, а лапшу, бурито и другие разнообразные блюда.

Еще одна головная боль – это бешеные темпы инфляции. За год с июля 2021 г. стоимость обычного бутерброда с ветчиной подскочила на 23%, пишет британская газета I (приложение к известной The Independent), подсчеты производились на основе информации Национальной статистической службы Великобритании. Это рекорд для меню британцев. На 2-м месте чашка кофе, подорожавшая на 18,1%, затем ужин с жареной курицей (14,8%), домашний пирог (14,6%), ряд блюд вроде пюре с сосисками (12,7%), снова бутерброд, теперь уже с сыром (12%), и чашка чая (11,5%).

Если брать отдельные составляющие сэндвича, то рост еще более впечатляет, отмечает FT. Только в этом году поставщики увеличили цены на яйца на 30%, на майонез – на 80%, объясняя это подорожанием растительного масла (Украина была мировым лидером по его поставкам), цены на сыр – на 76%, а на хлеб – на 25%, жаловались производители сэндвичей. В попытке выжить они сокращают ассортимент. Например, у Simply Lunch из 150 разных видов бутербродов осталась сотня. Сэндвич не исчезнет из британской кулинарии, но его золотой век с потрясающим разнообразием рецептов, похоже, уже не вернется, заключает FT.

Но кое-кто настроен более оптимистично. Когда рестораны закрылись в карантин, а кухни принялись работать навынос, именно сэндвичи спасли отрасль, уверяет журнал GQ. Не те, которые заранее сделаны, запакованы в пленку и ждут своего покупателя, а гигантские, похожие на подлодку (за что их и прозвали сабами, или сэндвичами-субмаринами), которые готовятся в ресторанах и кафе специально для каждого клиента. Mondo, Dom’s Subs, Max’s Sandwich Shop, Secret Sandwich Shop – можно долго перечислять модные лондонские сэндвич-бары. Причем ряд из них возникли или резко увеличили популярность как раз во время пандемии, работая навынос.