Сбербанк будет перепрофилировать сотрудников, а не увольнять их

Сбербанк решил ограничиться вдвое меньшим сокращением персонала, чем планировал два года назад. Дальнейшее снижение численности персонала будет происходить за счет естественных факторов: в связи с текучестью кадров и выходом на пенсию

Сбербанк

Крупнейший банк в Восточной Европе. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2010 г.): чистая прибыль – 109,6 млрд руб., активы – 8,028 трлн руб., капитал – 915,2 млрд руб. Основной акционер – Центробанк (60,25% голосующих акций). Капитализация (ММВБ) – 2,166 трлн руб.

В этом году не ожидаем каких-то потрясений и серьезного сокращения численности персонала», – рассказал «Ведомостям» член правления Сбербанка Денис Бугров.

В 2009 г. Бугров говорил, что к 2014 г. банк планирует оптимизировать численность персонала на 20–25%. Банк собирался ежегодно снижать численность персонала на 3–5%, чтобы к 2014 г. осталось 200 000–220 000 человек.

До того численность персонала в Сбербанке росла приблизительно на 3% в год. Потом началось ее сокращение: на 8,8% в кризисном 2009 году и на 3,3% в прошлом году – до 237 791 человека. «Банк вышел на тот темп объема роста бизнеса и производительности труда, когда мы не видим необходимости в сокращениях, мы достигли той стадии оптимизации, когда рост производительности позволяет высвобождать сотрудников и устраивать их на новые направления и должности», – говорит Бугров. Он рассчитывает, что с этого года численность в основном будет сокращаться за счет естественных процессов – в связи с текучестью кадров, выходом на пенсию. Возможно, будет расставание с людьми по результатам оценки их деятельности, рассказывает Бугров.

Не было цели сокращения численности, задачей была максимизация производительности труда и повышение эффективности работы, продолжает Бугров. Нагрузка на людей в отделениях упала: объем транзакций банка вырос на 8%, при этом объем транзакций в отделениях сократился на 12%. Появились сотрудники, выполняющие новые роли, например администратор зала, который учит пользоваться банкоматами и зоной самообслуживания. «Клиенты ими не пользуются, потому что не знают, как они работают, им стыдно, что они карточку вставят – и она зависнет», – полагает Бугров.

У банка есть резерв по дальнейшему повышению производительности труда: прирост на 10% в год – не предел для Сбербанка, считает Бугров.

Руководство страны озабочено созданием новых рабочих мест для снижения безработицы и улучшения социальной ситуации, поэтому решение Сбербанка находится в рамках этого тренда, полагает партнер агентства Top Contact Артур Шамилов. По его мнению, у банка высока естественная убыль численности персонала и через несколько лет естественным путем численность может достичь 200 000–220 000 человек.

Численность сотрудников ВТБ будет регулироваться с целью эффективного обеспечения реализации планов группы, заверил ее представитель. В прошлом году численность сотрудников головного банка ВТБ сократилась примерно на 5%, заявил он. Данное сокращение произошло в результате реализации программы оптимизации расходов и повышения эффективности: улучшения бизнес-процессов, внедрения новых информационных технологий и т. п.