На что следует обратить внимание, вкладываясь в марочные вина

Как и владение акциями, инвестиции в вино несут в себе значительные риски, которые не стоит игнорировать

Обычно, рекомендуя инвестиции в вино, финансовые консультанты говорят: «В крайнем случае, если из этого ничего не выйдет, вино всегда можно выпить». Это правда, но финансового смысла в этом немного. Поэтому нельзя недооценивать сопутствующие винным инвестициям риски.

Один из них – ценовая волатильность. В последние годы марочные вина во многом вели себя как акции, пережив резкое падение в конце 2008 г., а затем – быстрое восстановление. Одна из причин возросшей корреляции в том, что банкиры начали активно вкладывать в вино свои бонусы – и для диверсификации портфеля, и просто для потребления. Цены на вина стали сильно зависеть от динамики бонусов и курсов акций.

Как и на фондовом рынке, на винном есть свои любимчики и те, на которые обращают меньше внимания. Из вин 25 лучших шато Бордо (именно они считаются пригодными для инвестирования) повышенным спросом пользуются шато Petrus и Lafit, цены которых могут неоправданно вырасти из-за массовых покупок. Но есть и такие надежные и ценные голубые фишки, как шато Haut Brion и Margaux.

Существует также рынок вина на стадии en primeur, которое продается до розлива в бутылки, но после оценки профессиональных дегустаторов. Есть риски ошибки дегустаторов, ведь вино еще будет дозревать и то, что вначале считалось урожаем высокого качества, в итоге может таким не оказаться – и наоборот.

Цены на вино en primeur урожая 2009 г. выросли в прошлом году на 50%. Из-за этого поставщики и покупатели оказались не готовы платить еще на 20% больше за вино урожая 2010 г., несмотря на его исключительное качество. Из-за опасений относительно «бордоского пузыря» продажи вина en primeur урожая 2010 г. через британских виноторговцев составили лишь половину от вина урожая 2009 г.

Инвестиции в вино связаны с дополнительными расходами, прежде всего на хранение (в Великобритании –10–15 фунтов за ящик в год).

Среди других рисков – обман и мошенничество. Покупателям могут предлагать несуществующее вино, преподносить вина малоизвестных шато как будущий хит, выдавать дешевые вина за марочные и проч. За последние пару лет обанкротились несколько британских виноторговцев, предлагавших вина en primeur, пишет на своем сайте www.investdrinks.org специалист по винной тематике Джим Бадд: выяснилось, что они не передавали деньги клиентов бордоским торговцам, покупающим вино непосредственно у шато.

Лучшие гарантии для новых инвесторов – иметь дело только c авторитетными поставщиками, платить за вино только по накладным и иметь письменное подтверждение, что оно хранится на независимом складе, подписанное именем покупателя.