Минфин готов смягчить условия налоговой консолидации

Чиновники и депутаты не успевают доработать новые правила контроля за трансфертными ценами до их вступления в силу с 2012 г. Но обещают успеть принять закон, разрешающий компаниям холдингов консолидированно платить налог на прибыль. При этом воспользоваться этой возможностью смогут уже не несколько компаний, а несколько десятков
Fotolia PhotoXPress

К закону о новых правилах контроля за трансфертными ценами, вступающему в силу с 1 января 2012 г., Минфин подготовил около 60 поправок, рассказал замминистра финансов Сергей Шаталов: «Мы далеки от иллюзии, что сделали совершенный продукт, это первый шаг, много вопросов еще предстоит решить». «К сожалению, нам не удастся провести их в эту сессию, так как она очень короткая», – заметил он (цитаты по «Интерфаксу»).

По словам Шаталова, поправки носят в основном технический характер и направлены на исправление ошибок, допущенных при подготовке закона. Проект принимался в июле с учетом того, что ряд положений будет доработан в осеннюю сессию. Например, контроль за ценами пока не распространяется на объекты гражданских прав, в том числе роялти, хотя их включение в закон было согласовано еще в 2009 г. Вопрос отложили из-за того, что Минфин настаивал на включении в закон всех объектов гражданских прав, а депутаты – лишь части. По словам зампреда бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, депутаты до сих пор так и не получили соответствующих поправок от Минфина.

Шаталов считает более важными другие проблемы работы транснациональных компаний в России. По его словам, первая – это «инкорпорация в закон такой проблемы, как соглашение о разделе затрат», вторая – решение проблем, связанных с постоянными представительствами иностранных компаний. Поправки, позволяющие учитывать в России затраты материнских иностранных компаний, Шаталов обещает внести в закон уже весной. С представительствами «вопрос намного сложнее», добавил он. К проблемным вопросам он относит распределение доходов и расходов между материнскими и дочерними компаниями, а также контроль за трансфертными ценами сделок через постоянное представительство.

Но не всем компаниям грозят новые правила контроля трансфертных цен. Депутаты и чиновники обещают принять в эту сессию поправки по консолидированному налогоплательщику. Шаталов «очень рассчитывает на это». По словам Макарова, закон будет принят в осеннюю сессию в любом случае, так как на этот счет есть прямое поручение президента.

Создав консолидированную группу с более чем 90%-ными «дочками» для совместной уплаты налога на прибыль, компании смогут избежать трансфертного контроля внутри нее. Принятая в первом чтении редакция позволяет создавать группу с суммарными активами не менее 1 трлн руб., уплаченными налогами за предыдущий год не менее 15 млрд руб. и выручкой от 100 млрд руб. Вчера Шаталов заявил, что Минфин согласен понизить показатели до 300 млрд руб. активов и 10 млрд руб. уплаченных налогов. По словам Макарова, обсуждение поправок на налоговом подкомитете пройдет завтра, депутаты настаивают на значительном снижении порога. Свое предложение Макаров не называет.

Ранее Шаталов говорил, что из-за требования по размеру активов в 1 трлн руб. создать консолидированную группу смогут 5–6 компаний. Понижение планки увеличивает число компаний, которые смогут воспользоваться этим механизмом. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», по состоянию на 31 декабря 2010 г. насчитывалось 50 компаний с активами свыше 300 млрд руб., а свыше 1 трлн – 13 (данные по РСБУ). По данным Bloomberg на основе консолидированной отчетности, в России 20 публичных компаний с активами более 300 млрд руб.

Если X5 Retail Group сможет консолидированно платить налоги, это сильно упростит жизнь, говорит представитель компании Михаил Сусов: «Режим значительно упростит администрирование и избавит нас и налоговые органы от лишних проверок, от необходимости доказывать оправданность тех или иных внутригрупповых расчетов». Не все компании захотят создать группу, считает топ-менеджер крупного сырьевого холдинга. Распределение прибыли в группе происходит по размеру активов и количеству сотрудников, а это не всегда выгодно, объясняет он: в итоге рушатся сложившиеся отношения с региональными властями, которые зависят от налоговых поступлений от крупных компаний.

Следует снижать порог дальше, но Минфин опасается сокращения налоговых поступлений от крупнейших компаний, считает партнер Taxadvisor, член экспертного совета при бюджетном комитете Дмитрий Костальгин. Ко второму чтению законопроект стал дружелюбнее к бизнесу, замечает он, например, налоговики больше не вправе рассылать инкассовые поручения и блокировать счета всех компаний группы.