Девальвация рубля обошлась ЦБ в $14 млрд

В 2008 г. траты на девальвацию были на порядок больше; с августа текущего года рубль ослабел на 10%, указал зампред ЦБ Алексей Улюкаев
М.Стулов

В период за сентябрь и начало октября Банк России продал на рынке $14 млрд, сообщил зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Фактически провели стерилизацию на сумму свыше 400 млрд руб., пояснил Улюкаев. С начала октября было продано $4 млрд, добавил он. Прогноз по международным резервам по итогам 2011 г. может быть пересмотрен, также рассказал он: "Тут есть над чем подумать, не исключено, что будем пересматривать", сказал зампред ЦБ.

«Фактически произошла плавная девальвация примерно на 14% с августа, потом откат, в итоге примерно 10%. Это обошлось сравнительно небольшими тратами из резервов — $14 млрд, в то время как в 2008 г. они были на порядок больше — $130 млрд», — сказал Улюкаев на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку и по бюджету и налогам.

Учитывая сильное обесценение, $14 млрд - небольшой объем для ЦБ, говорит аналитик "ВТБ капитала" Алексей Моисеев. Это свидетельствует о том, что Центробанк выдержал ту систему плавающего свободного курса, которую декларировал, отмечает он: "В прошлый раз, пытаясь сдержать ослабление рубля и удержать верхний коридор, Банк России потратил $150 млрд, теперь же он проводил валютные интервенции только для сглаживания валютного курса, при этом не устанавливая никаких жестких рамок - верхняя граница съехала почти на рубль". Это лишило спекулянтов возможности играть против рубля, заключает аналитик.

К концу года объем валютных интервенций сильно снизится, в октябре он уже был незначительный, добавляет начальник отдела торговых операций банка ING Станислав Ярушевичюс. "Нет серьезных оснований для того, чтобы рубль стал дальше ослабляться, даже в случае ухудшения ситуации в Европе, - кто-то должен играть против него, сейчас же спекулятивная составляющая небольшая, на движение курса влияют клиентские потоки, спрос на рубли со стороны экспортеров", - поясняет Ярушевичюс. Возможно, ЦБ снова будет покупать, а не продавать валюту, ожидает он: "Это, в свою очередь, хорошо скажется на состоянии рублевой ликвидности, с которой сейчас временная напряженность".