Банки будут уведомлять клиентов о каждой операции по карте

С 2013 г. банки будут обязаны сообщать клиентам о каждой операции с использованием пластиковой карты, электронного кошелька или через интернет-банк. В противном случае клиент может требовать возврата списанных средств. Это может спровоцировать вал мошенничества, опасаются банкиры
В.Смоляков/ PhotoXpress

Со следующего года банкам придется изменить порядок работы «с клиентами, пользующимися электронными средствами платежа – банковскими картами, «электронными кошельками» и системами дистанционного банковского обслуживания», сообщил «Ведомостям» первый зампред ЦБ Владислав Конторович. По закону «О национальной платежной системе», принятому в июне прошлого года, с 31 декабря 2012 г. банки обязаны уведомлять всех своих клиентов о каждой операции, совершенной банковской картой, электронными деньгами, мобильным платежом или через интернет-банк с использованием электронной подписи. В противном случае клиент может потребовать возмещения суммы операции, совершенной без его ведома. А для клиентов-физлиц законом предусмотрена дополнительная защита. Даже при наличии уведомления клиент может в течение суток оспорить операцию, сославшись на утрату карты или использование ее третьими лицами. В этом случае банк должен будет вначале компенсировать размер списания и только потом доказывать в суде, что клиент сам совершил эту операцию.

Для минимизации рисков банкам придется более подробно прописывать порядок использования электронных средств платежа, страховать свою ответственность и, возможно, даже установить жесткие лимиты по операциям с картами. Сейчас некоторые банки уже начали такую работу, рассказали несколько участников рынка. Также банки думают, как компенсировать расходы на уведомление клиентов. С 2013 г. оно должно стать бесплатным. «Мы ежемесячно рассылаем миллионы sms-оповещений клиентам, расходы на это измеряются миллионами долларов в год», – говорит замруководителя блока «Электронный бизнес» Альфа-банка Олег Зайцевский. Этот сервис для клиентов платный – в среднем 59 руб. в месяц. В случае бесплатного информирования всех клиентов расходы вырастут в несколько раз «и мы вынуждены будем продумывать схемы, как это компенсировать», предупреждает Зайцевский. «Для банков это вопрос расходов, которые будут превращены в комиссии за предоставляемые услуги», – согласна вице-президент Банка Москвы (банк эмитирует социальную карту москвича) Оксана Смирнова-Крелль. Скорее всего, банки зашьют свои расходы в тарифы, допускают участники рынка. «Рост тарифов в какой-то степени будет сдерживаться конкуренцией на рынке»,– надеется Конторович.

До конца года банкам надо решить, как уведомлять клиентов. Sms-уведомления или сообщения по электронной почте подходят не всегда, отмечает советник первого зампреда ЦБ Андрей Лисицын. Дело в том, что со следующего года все российские граждане начнут получать универсальные электронные карты (УЭК), на которые, в частности, будут перечисляться пенсии и социальные выплаты и которыми льготные категории граждан будут расплачиваться в транспорте, аптеках, больницах. «Не все клиенты, которым будет выдаваться УЭК, пользуются мобильными телефонами или электронной почтой», – беспокоится Лисицын.

«Самое опасное в этом законе даже не рассылка миллионов уведомлений, а то, что банки априори будут обязаны компенсировать опротестованные розничными клиентами операции», – говорит юрист одного из банков топ-10. Предоставленное законом право на компенсацию открывает недобросовестным клиентам возможности для злоупотреблений. При этом доказать в суде, что клиент действовал в сговоре с третьими лицами и сам передал им свою карточку, а потом заявил, что ее несанкционированно использовали, будет очень сложно, опасается собеседник «Ведомостей».

Придется повышать и финансовую грамотность клиентов, указывает начальник управления «Абсолют банка» Мария Коханюк. Недавно «Абсолют банк» подключил дополнительные уведомления для юрлиц, после чего столкнулся «с волной негатива со стороны компаний – многим клиентам пришлось объяснять, зачем нужны такие уведомления», рассказывает она.