Удовлетворив первичные бизнес-потребности, компании задумываются о социальной активности


Сегодня постараюсь порассуждать на непростую тему социальной ответственности бизнеса. Является ли само по себе существование какого-либо бизнеса выполнением социальной роли или же бизнесу следует уделять больше внимания интересам общества, проявлять большую озабоченность и целенаправленно участвовать в социальной жизни?

Эти вопросы сегодня вызывают многочисленные споры. Как утверждают многие критики идеи корпоративной социальной ответственности, подобная деятельность уводит бизнес в сторону от его основной экономической роли и является попыткой подменить собой роль государства в жизни общества. Сторонники же, напротив, утверждают, что корпорации получают многочисленные преимущества и социальная активность имеет под собой прочное экономическое обоснование.

Но давайте посмотрим на природу этого явления. Нетрудно заметить различие в подходе к данному вопросу иностранных и российских компаний. Участие в различных благотворительных мероприятиях, помощь фондам, организация специальных программ являются нормой для большинства крупных иностранных компаний. Являясь руководителем дочерней структуры крупного британского страховщика, я на своем опыте убеждаюсь, насколько прочно это закрепилось в менталитете европейцев. Немаловажна в этом вопросе также полная добровольность и отсутствие какой-либо «обязаловки».

У человека же, привыкшего к российской действительности, поначалу это вызывает искреннее удивление. Российский бизнес в целом до недавнего времени был сосредоточен исключительно на своей деятельности. Однако вопрос корпоративной социальной ответственности в полной мере встал перед нашими компаниями, выходящими на международный рынок. Для успешной игры «на чужом поле» это оказалось просто обязательным условием. За первопроходцами последовали более маленькие игроки разных рынков, и сейчас уже можно найти достаточно примеров компаний, уделяющих внимание данному направлению.

Любопытна в этом плане схожесть корпоративной культуры с индивидуальностью. Как и человек, удовлетворив свои основные потребности и достигнув в своем развитии определенного этапа, компания начинает задумываться не только о прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет.

Примечательно и то, как компании проявляют социальную ответственность. Хотя все социальные программы объявляют своей миссией общественное благо, они не всегда ставят перед собой глобальную цель, а зачастую направлены на решение локальных задач и призваны сплачивать сотрудников компании.

Конечно, в этом плане более интересны корпоративные программы, ставящие своей задачей изменение ситуации в какой-либо области. Например, одна из косметических компаний организует для детей-сирот мастер-классы по парикмахерскому искусству и визажу, тем самым не просто тратя ресурсы на внимание к тем, кому оно так необходимо, но и давая кому-то реальный шанс найти себя и свое дело в жизни.

В таком же направлении могла бы двигаться и страховая отрасль. Например, одна из актуальных проблем России – большое количество аварий на дорогах, в том числе с летальным исходом. Обладая значительной статистикой в области автомобильных происшествий, находясь в постоянном непосредственном контакте с автолюбителями, страховщики могут попробовать повлиять на эту ситуацию. Очевидно, что то количество требующих разрешения вопросов, которые сейчас есть на страховом рынке, представляет собой большое поле для деятельности всех его участников на многие годы вперед. Но и в этих условиях кажется особенно важным найти возможность подумать о чем-то большем, чем только бизнес.

Так, сегодня социальная ответственность бизнеса становится не просто очередным пунктом в определении уровня цивилизованности компании, но и реальной возможностью двигать общество к лучшему. И в условиях современного мира подходы к этому становятся все более глобальными по целям и интересными по воплощению. Надеюсь, активность компаний в области социальной ответственности сможет регулярно и приятно удивлять нас.

Автор - гендиректор \"Интач страхования\".